19 февраля 2021 года в Российско-Немецком Доме откроется выставка художника по-настоящему трагической судьбы. Художника, который балансировал на грани двух миров, но всё-таки смог вернуться к нам, к живым. Вернуться, чтобы творить.

Речь идет об Арсении Гольцфохте. Так он говорит о своём творчестве:

«Рисование стало моим спасением. Со временем я осознал и принял в себе художника. В сюжетах моих работ не существует границ, как их нет и в моем сознании. В них нет ни стиля, ни техники, ни идеи объединяющей все картины, есть только отражение эмоционального фона. Любой случайной мысли позволено перебраться по руке на холст».

Арсений Гольцфохт родился в 1979 году в Новосибирске. После учебы он построил успешную карьеру в строительной отрасли, но в 2014 году произошло то, что разделило его жизнь на «до и после».

Об этом рассказывает сам художник…

*   *   *

Посредством живописи я попытался выразить сложную гамму переживаний и ощущений человека, пребывающего в коме, а также в период после нее.

В сентябре 2014 я выехал из города Северск в Новосибирск. В тот роковой день я проехал по трассе почти 200 км и до дома оставалось 50 км. Машин было мало, погода была хорошая, меня ждали дома, но в тот день я так и не появился. Мое исчезновение стало неожиданностью для всех. Телефон был недоступен. Через недели поисков родные нашли мою сгоревшую машину, после чего нашли и меня в больнице недалеко от трассы, где им сообщили, что водитель находится в коме. Состояние крайне тяжелое, шансов выжить почти нет. После попытки вывести меня из комы спустя неделю врачам ничего не оставалось как погрузить снова в кому. Стало очевидно, что 20 переломов, пневмония, анемия и сепсис старательно утягивали меня на тот свет, не оставляя никаких надежд.

Приходя в себя, внутри комы, я понимал, что я – это уже не тело, оно мне больше не принадлежит, скорее я в нем запакован, по ощущениям это как быть заживо замурованным в бетонный блок, который опущен на дно океана. Ощущения времени нет. Ты существуешь, но не физически. Ты ничего не чувствуешь. Это как понять во сне что спишь, но проснуться никак не можешь. Хочешь открыть глаза, но не знаешь как. Идет диалог никого с никем.

– И так теперь будет всегда?
– Да!

Что я ощутил, когда это осознал? Ужас, боль, безнадежность, беспомощность и обиду, помноженные на вечность. Бесконечный разговор пустоты самой с собой – вот он, истинный ад! Впоследствии, анализируя происходящее, сделал вывод, что каждого из нас на том свете ждет свой персональный ад или рай.

Время шло, сознание как искра – то вспыхивала, то погасала. В эти промежутки пытался осознать себя и что происходит. Раз за разом, не находя ответов, приходил к выводу – я умер. Помню, как эта мысль привела к следующей мысли: если я мертв, значит я был жив!!!! Эврика! Это открытие, дающее надежду! Еще не ясно, на что именно надеяться, но информация явно очень полезная. Значит я – это что-то, что когда-то было чем-то живым. Стали приходить разные странные образы, они напоминали о чем-то близком, знакомом и родном. Но идентифицировать их не удавалась. Память пыталась ухватиться за прежний мир, мне всеми силами хотелось избежать этой смертельно пугающей пустоты.

Снова и снова пытался вспомнить, что такое быть живым. Как это? Что нужно сделать, каким образом можно воплотиться? И кто этот «Я», которому надо срочно стать живым? Все больше понимая, что мне здесь невыносимо плохо, все сильнее хотелось исчезнуть из этого места. Но как и куда? Чтобы знать, как вернуться, надо понимать где ты сейчас находишься или хотя бы помнить, как ты сюда попал. Кто вообще ведет этот монолог, если я мертв? Одни и те же мысли циклически сменяли друг друга миллион раз, время шло, надежда таяла. Со временем искра сознания стала вспыхивать все реже. Ты как заряд в батарейке – постепенно угасаешь и скоро полностью растворишься.

Кошмар комы в том, что тебя нет как личности, вокруг пустота, и эта пустота и есть ты. Такой разрыв шаблонов несравним ни с одним известным человеку состоянием и ощущением. Сознание, пытающееся осознать само себя, найти связи, которых нет. Сознание, пребывающее в постоянном страхе, которое понимает, что нахождение в этой пустоте наедине с собой – это навсегда. Выхода не существует, точка! Я вспышка в бесконечном мраке, загорающаяся и потухающая не по своей воле. Что мне остается? Принять свое существование в новой ипостаси и изучать вечную пустоту изнутри?

Процесс перехода в реальный мир похож на рождение. Ты как ребенок, появляясь на свет, не осознаешь, что ты видишь, все как в первый раз, каждый звук, каждый предмет – ужасные и пугающие. Переходу способствует присутствие родного человека, а, точнее, его голос. Через него появляется связь со знакомой реальностью, и ты начинаешь невольно стремиться двигаться в правильном направлении. Знакомый голос, как первый кусочек пазла, дает тебе возможность начать сбор реальности из фрактальных узоров, невнятных страшных образов и пугающих звуков.

В России запрещено пускать родных в реанимацию. И это в корне неправильно. Я уверен, большинство умерших в реанимации в коме или после нее, умерли, потому что человек думает, что уже умер и рано или поздно перестает бороться за возвращение, у него нет причин бороться, так как нет цели вернуться, ведь он не знает куда вернуться, как и зачем. Барахтанья в безмолвном ужасе на дне могилы, без ориентира, заканчиваются тусклой вспышкой сознания, которой является последняя мысль – я этого больше не вынесу, с меня хватит, сдаюсь.

Мне повезло, я не сдался, спасибо сестренке, она стала тем самым ориентиром. В коме ко мне пришло осознание, что меня ждут, где-то там, не знаю где, но я для кого-то важен и мне помогут. Нужно постараться использовать каждую вспышку сознания, чтобы найти все больше связей с прежней реальностью. Собраться с силами и ждать, когда тебе помогут. В один момент я вдруг понял, что выберусь, потому что у меня есть помощник!

Как мне потом рассказали, этим помощником оказалась моя родная сестра. Она, крича на все отделение, вломилась в реанимацию, после того как ей сказали, что пускать к больным не положено и вообще идите домой, готовьтесь к худшему.

Серия моих картин названа «Вспышка», потому что это понятие наилучшим образом отражает разум человека, который способен появляться из пустоты и существовать какой-то промежуток времени, а затем исчезать, без малейшего шанса понять, кем осуществляется лимитирование времени и для каких целей оно выделяется.

На одних картинах можно увидеть понятные локации, предметы и лица, но для сознания в коме – это лишь часть бессмысленных галлюцинаций. На других картинах изображены с трудом читаемые образы, сущности и пространства. В обоих случаях взгляд пытается уцепиться за знакомые геометрические формы и выстроить привычную картинку мира, но данных для этого, увы, недостаточно. Вспышке не дано осознать себя и мир вокруг, она вспыхивает и исчезает, раз за разом не успевая ухватиться за нить, ведущую к реальности.

Надеюсь данная выставка сможет привлечь внимание общества к такой важной проблеме, как запрет на посещение родственниками тяжело больных в отделениях реанимации.