Неувядающий звук: история патефона и винила

Эта страница посвящена нашим стильным экспонатам – патефону и пластинкам. До сих пор считается, что если вы покупаете винил, то вы настоящий ауодиофил. 

Принцип звукозаписи виниловых пластинок был открыт еще в 1857 году Эдуардом Леоном Скоттом де Мартенвилем. Запатентованное на территории Франции устройство «фоноавтограф» предлагало записывать звуковую волну на стеклянный валик, покрытый копотью или бумагой. Сам же звук улавливался через большой рупор, на конце которого устанавливалась игла.

Через двадцать лет появляется еще одна значимая разработка. Проходя службу на телеграфе, изобретатель и ученый Томас Эдисон при наблюдении за работой перфокарт заметил определенную закономерность. Каждый контакт, который касался отверстий на карте, издавал различные по высоте звуки. Спустя несколько месяцев, в 1877 году, в патентном бюро США появляется описание прибора, который станет настоящим прародителем виниловых проигрывателей.

Принцип работы фонографа Эдисона заключался в проигрывании звука с небольших оловянных или деревянных валиков, покрытых фольгой или листом бумаги, вымоченной в воске. Производство таких валиков требовало немало усилий, а сами звуконосители не были готовы даже к минимальным деформациям и были слишком чувствительны к среде хранения.

В 1897 году Эмиль Берлинер становится автором патентов сразу двух устройств: рекордера и граммофона. Впервые в качестве носителя, на который осуществлялась звукозапись, был использован плоский диск из цинка. Такое решение позволило значительно удешевить весь цикл производства пластинок. Посредством рекордера на поверхность цинкового диска наносилась «звуковая картинка», а полученный отпечаток уже использовался в качестве пресс-формы для создания копий. Своё устройство Берлинер назвал «граммофон».

У всех перечисленных аппаратов общий принцип работы. Игла движется по канавке звуконосителя и передает колебания на мембрану. Дальше звук усиливается рупором.

Основное преимущество граммофона над фонографом — поперечная запись, обеспечивающая снижение искажений в десятки раз и более громкий звук. Также пластинки намного легче тиражировать, чем цилиндры для фонографа.

Новое изобретение братьев Пате – патефон, отличалось от граммофона методом формирования звуковой канавки – глубинным, а не поперечным. Рупор у патефона маленький и встроен в корпус в отличии от граммофона.  Это компактная версия: патефон имеет форму чемоданчика и переносится в закрытом виде при помощи специальной ручки.

Для изготовления первых грампластинок использовался вулканизированный каучук темно-бурого цвета, именуемый эбонитом. Этот материал отдаленно напоминает пластмассу и хорошо поддается обработке, что было особо примечательно при создании дубликатов. Увы, материал не прошел испытания временем из-за склонности к окислению при воздействии дневного света, и на смену эбониту приходит органический материал – шеллак. Последующие тридцать лет технология производства пластинок остается неизменной. Пластинки и механический патефон, становятся завсегдатаями клубов, ресторанов и уверенно входят в жизнь рядового потребителя.

На первых пластинках помещалась всего одна песня, но в 1931 году пионеры звуковой инженерии открыли технологию стереозаписи в одной канавке. Стереопластинка стала умещать до шести песен средней продолжительности.

Начиная с 1950 года, виниловые пластинки производят и на территории СССР. Полихлорвинил отличался высоким уровнем износоустойчивости, а сам процесс производства позволил значительно уменьшить конечную толщину пластинки с 3 до 1,5 миллиметров. Положенный еще в конце позапрошлого века принцип звукозаписи пластинок оказался простым для освоения «народными умельцами». В середине 1950-х – 1960-х годов появляются целые кустарные фабрики по подпольному производству пластинок.

В СССР появляется уникальный музыкальный носитель: пластинки, сделанные из старых рентгеновских снимков. Их называли записями «на костях», «на ребрах», просто «ребрами». Рёбра слушают стиляги, перезаписывают запрещённый джаз и рок н ролл.

Стиляги – молодёжная субкультура в СССР, получившая распространение в крупных советских городах с конца 1940-х по начало 1960-х годов, имевшая в качестве эталона преимущественно американский образ жизни.

Впервые термин был использован в 1949 году в сатирическом очерке «Стиляга». Текст был опубликован в журнале «Крокодил» в рубрике «Типы, уходящие в прошлое». В очерке описывался школьный вечер, где появился «разодетый на иностранный манер» невежественный и тщеславный молодой человек, гордый своим нелепым пестрым нарядом и навыками в зарубежных танцах. Есть мнение, что сам термин «стиляга» пришел из музыкального языка: у джазовых исполнителей термин «стилять» означал «копировать чужой стиль игры».

Эта культура также выражалась в собственных танцах, которые шли вразрез с общепринятыми стилями, модными были рок-н-ролл, фокстрот, чарльстон, буги-вуги. Стиляги в умении танцевать выражали собственное отношение к существующим регламентам и ограничениям. Показать свои умения можно было на танцплощадках, в кафе и даже просто на улице, где стиляги нередко устраивали «показательные выступления». В танце проявлялся общественный вызов стиляг.  


Видеолекция «Музейные предметы в искусстве и литературе»: патефон