Новосибирскому государственному областному Дому народного творчества 90 лет, и уже более четверти века им руководит Людмила Алексеевна Жиганова.

– Людмила Алексеевна, сегодня народную культуру часто сравнивают с чем-то вроде уголька, который раньше обязательно оставляли для растопки печки. И сможет ли этот уголек разжечь огонь и обогреть души людей? Сможет ли народная культура противостоять популярным сегодня Ольге Бузовой, Дане Милохину, Моргенштерну …?

– Да, народная культура – это тот огонёк, к которому нужно очень бережно относиться. Хранить его. И мы занимаемся этим на протяжении своей 90-летней истории. Ведем большую работу, оказывая методическую поддержку самодеятельному художественному творчеству, поддерживая мастеров-ремесленников, взаимодействуя как с сельскими территориями так и с городскими учреждениями культуры.

А сможет ли согреть этот огонёк? Знаете, люди в трудных жизненных ситуациях обращаются именно к истокам, к корням. Как показали лихие девяностые, когда не было работы, на предприятиях задерживали или совсем не выплачивали зарплаты, очень многие обращались именно к народному творчеству, чтобы самореализоваться, самоутвердиться. Выходили на сцену, пели песни, читали стихи, играли в народных театрах. Ремёсла начинали осваивать, чтобы выжить, заработать на хлеб: лепили из глины, резали по дереву, ковкой занимались, обработкой металла, росписью. Вот этот огонёк, он согревал их, силы давал. И оказывалось, что трудности – это приходящие, а творчество –­ вечно.

Сегодня, когда нам эпидемиологические условия не позволяют общаться «глаза в глаза, от сердца к сердцу», мы, тем не менее, через мониторы, через экраны обращаемся к людям и дарим им своё творчество, согреваем души, и видим, как это нужно и важно для них.

Поэтому кому-то или чему-то противостоять народной культуре не требуется…

Вот сейчас создается единый каталог «Нематериальное культурное наследие», в который вносятся и песни, и частушки, и ремёсла, и обычаи…

Выставка в НО ДНТ

– С сохранением всё понятно, а как приумножить то, что имеем? Как, например, привить ребёнку любовь к народному творчеству?

– Это должно идти из семьи, конечно. Ребёнок должен впитывать культуру народа с молоком матери, что называется. Если в семье есть традиции, детям поют колыбельные, читают народные сказки, ребёнок не может не напитаться всем этим.

Вот мои внуки: они очень разные, у них разные увлечения, предрасположенности, но каждый что-то для себя находит в народном творчестве: одному интересны песни, другому, история,  военная тематика, оружие.

И никто их специально ничему не учил, они напитывались этим от меня, от своих родителей. Мы садились пельмени лепить перед Новым годом и запевали какую-нибудь песню. Купить пельмени сейчас – не проблема, но это традиция, которая сближает детей, родителей, бабушек, то есть все поколения семьи.

Но многие молодые мамы сегодня не знают традиций, не поют колыбельных, не рассказывают сказок.

– Это беда, конечно. Но, если родители сами не могут дать детям необходимых духовных основ, а народная культура – это духовная основа, это должно прививаться в детском саду, в школе,  в кружках художественной самодеятельности при домах культуры. Но важно ещё, чтобы сам, воспитатель преподаватель или руководитель кружка был увлечён этой темой. Если ты сам не горишь, ты не заинтересуешь ребёнка. Дети очень чувствуют фальшь.

Необходимо рассказывать детям, что есть сказка народная, есть былина, нужно показывать детям красоту народной музыки, приводить их на концерты художественной самодеятельности, показывать традиции и обычаи народов во время традиционных праздников. И таким образом постепенно вовлекать подрастающее поколение в народную культуру.

– Как, по-вашему, может ли сейчас национальной идеей стать дружба народов, единение народных культуру. Так как это было во времена СССР?

– Не только может, но и должна. Президент как-то сказал, что «комфортное существование в одном государстве обеспечивает концепция российской нации, её формула «обеспечение единства и поддержка разнообразия»». Это, собственно, и есть единение различных народных культур. Ведь что такое народная культура – это душа народа, и только душа может дать эту крепость государству, обществу и той жизни, которой мы сегодня живём.

И очень хорошо, что государство это понимает, и поддержка народной культуры на государственном уровне ведётся. Многие вопросы успешно решаются в рамках национального проекта «Культура» и федерального проекта «Культура малой Родины». Мы много ездим по районам области, действительно материально-техническая база культурно-досуговых учреждений, библиотек, местных музеев и др. постоянно совершенствуется.

Конечно, в чистом виде народная культура сохранилась там, где она и зарождалась, в деревне. Я не могу сказать по-другому: деревня – это основа основ. И мы со своими специалистами едем именно в сельские территории и стараемся помочь.

Конечно, в большинстве сел нашего региона художественной самодеятельностью руководят выпускники профильных вузов. Но часто бывает и так: «Мы хотим петь, но у нас нет руководителя. Помогите!». И мы стараемся помочь. Бывает, что приехал в село врач или учитель, который когда-то ходил в кружок, и вот уже в школе или в доме культуры организован вокальный коллектив или самодеятельный театр. А дальше Дом народного творчества приглашает преподавателей высших учебных заведений региона, приглашает различных специалистов, которые помогают в повышении профессиональных компетенций и мастерстве руководителей коллективов художественной самодеятельности. А дальше творческое формирование развивается, коллектив участвует в конкурсах, побеждает, и вот уже он «образцовый/народный» Таких историй у нас много…

– И все-таки получается, что в сфере народного творчества существует дефицит кадров? Проблема в качестве их подготовки или в том, что они не хотят ехать в село?

– Нас сегодня обеспечивает кадрами наш замечательный колледж культуры. Но требования к молодым специалистам растут из года в год. И среднего образования уже для них недостаточно. К тому же многие выпускники не доезжают до места назначения. С профессиональными специалистами очень трудно на селе. Конечно, областной Дом народного творчества берет на себя часть просветительской и обучающей работы. Мы всегда учили всех и всему, но делали это совместно с сибирскими вузами.

С 2021 года мы получили лицензию на ведение образовательной деятельности. Я всегда считала, что мы сами должны учить наших специалистов. Мы знаем потенциал каждого из них, уровень образования и опыт работы, развитие коллективов… Поэтому мы можем предложить то, чего другие не могут: свои обучающие формы под каждого индивидуально.

Что касается села, государственные деятели начали, наконец, понимать, что в город-то из деревни приедут, а вот из города в деревню… Сегодня принимаются меры, запустили вот проект «Земский доктор», может, появится «Земский культработник» – ждём. Необходимо делать село привлекательным для молодёжи.

– Людмила Алексеевн, изменились ли цели и задачи областного Дома народного творчества за 90 лет?

Наши цели и задачи всегда одинаковы: кадры, репертуар, исполнительский уровень, методическое сопровождение. Просто решаем мы их с помощью разных форм и методов в соответствии с требованиями времени.

90 лет исполнилось не только Новосибирскому областному Дому творчества. Мы отмечаем юбилей всей системы методической поддержки Сибири. В начале 30-х годов, когда в Новосибирске был создан краевой Дом искусств (ДИСК), в Западно-Сибирский край входила большая часть современного Сибирского федерального округа. 

С тех пор мы всегда были центром притяжения для творческих коллективов, для руководителей муниципальных территорий, для наших методических служб в территориях области. Мы сохранили эти позиции и сегодня. Стало быть, мы правильно выбирали те пути развития, по которым шли. За эти девяносто лет мы не потеряли себя. Мы остаемся верными самому важному делу – делу сохранения и развития традиционной народной культуры.

Тамара Разумная
Фото – пресс-служба ДНТ