В музее истории и этнографии российских немцев хранятся подлинные предметы, связанные с бытом и кухней. Например, есть несколько старых вафельниц. Нередко подобные предметы становятся героями литературных произведений и живописных полотен, в которых они несут важную смысловую нагрузку.
Вафли изобрели в Германии. По версии братьев Гримм – в районе Рейна. Слово вафли произошло от немецкого слова «Waffel», что означает «соты», «ячейка». Тогда этот десерт был доступен представителям высших сословий. За разглашение рецептов вафель в те времена людей ждало страшное наказание, вплоть до смертной казни.
Во Франции вафли начали продавать на различных религиозных церемониях и во время церковных праздников, продавцам в такие дни разрешалось продавать вафли непосредственно у входа в церковь.
Это было очень прибыльное дело – продавцы боролись друг с другом за каждого покупателя, и иногда дело доходило даже до драк. Это продолжалось вплоть до того, как король Франции Карл IX внес постановление о том, что продавцы должны продавать вафли не менее, чем в 2 метрах друг от друга.
Герой знаменитого романа «Железный король» французского писателя Мориса Дрюона раскатывал тесто у печурки под открытым небом и зазывал прохожих к лотку: «Вафли горячие, горячие вафли! На всех не хватит! А ну-ка, горожане, спешите, налетайте!». Происходило это в Париже, в начале XIV века.
С XVI века вафли пользуются успехом у всех слоев общества. Бедные делают их из плохой муки, без яиц и часто просто на воде, и едят во времена нехватки хлеба. А для богатых вафли выпекались из качественных продуктов. Например, это прекрасно проиллюстрировал нидерландский живописец Питер Брейгель на своей знаменитой картине «Битва Масленицы и Поста», написанной в 1559 году.
На переднем плане тучный и наглый король карнавала, или просто Карнавал, вступает в сражение с тощей бесполой фигурой – олицетворением Поста.
А рядом с карнавалом расположилась женщина, пекущая вафли, вокруг неё разбросана яичная скорлупа, на столе лежит порция готовых вафель.
В это время вафли для людей побогаче – толстые и питательные, а для знати готовят потрясающий десерт из вафель с яйцами, молоком и медом. Недаром художник поместил в центр именно пекаршу вафель. Здесь десерт выступает олицетворением сытой жизни, так называемых обжорных дней.
Пекарша использует вафельницу-щипцы. Две металлические ручки, соединённые между собой, к ним прикреплены жарочные плиты из чугуна. На рабочей поверхности плит наносился рисунок или орнамент. Плиты смазывали маслом или жиром. Вафли выпекались толстыми.
Такую же вафельницу изобразил и бельгийский художник Базиль де Луз на картине «Печём вафли».
Мы видим дом небогатого католического семейства: облупившаяся штукатурка, на каминной полке – фигурка Богоматери с младенцем. Семейство обедает, сейчас – полдень, солнце отбрасывает от фигур короткие тени. Сегодня на обед – вафли. Это вкусно, сытно и недорого. Глава семейства вместе с сыном уже за столом, отец, по старшинству, уже приступил к трапезе, а самая младшая тянет маме тарелку.
Ей помогает дедушка: придерживает тарелку, как бы не уронила. Мама у камина, левой рукой открыла складную форму, правой достает готовую вафлю. Картина наполнена очень уютной атмосферой.
Вафли вдохновили и немецкого художника Георга Флегеля. Его натюрморт «Вафли» считается одним из лучших образцов натюрмортной живописи. Интересно, что при жизни Флегель не добился известности, но в наши дни художник считается одним из основоположников живописных традиций художественного натюрморта.
Круглую вафельницу с сердечками часто называют сковородой для вафель, именно так её запатентовал Корнелиус Свартхаут, а было это в Америке более 150 лет назад, но с тех пор американцы устраивают вафельные вечеринки. В разных странах вафли приобрели определённые национальные черты – в Бельгии вафли подают с шоколадом, в Америке с кленовым сиропом или с куриными нагетсами, в Австрии со взбитыми сливками.
По сей день вафли один самых популярных десертов. Приходите в наш музей и знакомьтесь с подлинными вафельницами российских немцев.