Музейные предметы в искусстве и литературе: мандолина и цитра

В нашем музее представлено несколько музыкальных инструментов. Свой рассказ мы начнем с мандолины, итальянского инструмента, так полюбившегося российским немцам.

Мандолина – струнный щипковый музыкальный инструмент небольших размеров, разновидность лютни – лютня-сопрано, но с менее длинной шейкой и с меньшим числом струн.

В ряде стран схожий инструмент назывался пандурина. Данное название, по всей видимости, восходят к греческому слову pandura,обозначавшему древнегреческий трехструнный инструмент. Необходимо также отметить, что в переводе со староитальянского слово мандола означает миндаль (по своему очертанию корпус мандолы несколько напоминает косточку миндаля).

Время появления мандоры точно неизвестно. Одни источники называют XI-XII века, другие – XIV столетие. В британском «Музыкальном словаре Гроува» сказано, что термин «мандора» известен с 1570 года. Мандора получила широкое распространение во Франции и Италии, а также в Англии и Германии. В своих концертах для лютни французские и итальянские композиторы часто подразумевали наряду с традиционными инструментами именно такие маленькие лютни, на которых иногда играли пальцами, но в основном использовалась плекторная техника. Плектры, они же медиаторы, изготовлялись из стержня пера птицы, коры вишни, дерева.

Со временем мандора образовала самостоятельное семейство. Для большой немецкой мандолы, сконструированной, скорее всего, уже в XVIII столетии, писали немецкий композитор Г.Ф. Телеман и австрийский композитор И.Г. Альбрехтсбергер. Несколько произведений для мандолины написал Людвиг Ван Бетховен.  Мандора или мандола, по всей видимости, является прямой предшественницей барочной мандолины. Этот термин широко используют современные немецкие исследователи истории мандолины. Но во многих статьях и заметках барочную мандолину, на которой некоторые немецкие музыканты играют и сегодня, продолжают именовать мандорой. 

В России мандолина появилась во второй половине XVIII столетия и быстро завоевала популярность. В первой российской работе по истории музыки, опубликованной в 1770 году, ее автор, профессор Академии наук в Петербурге Яков Штелин пишет: «В заключение о музыкальных новостях и достопримечательностях при императрице Елизавете следует упомянуть, что итальянская гитара и ее землячка – мандолина, благодаря разным итальянцам появились в Москве».

Искусством игры на мандолине овладевают многие музыканты-любители. Она звучит в аристократических салонах и в домах простых горожан. Постепенное распространение получают неаполитанские ансамбли и оркестры. Некоторые богатые любители музыки содержат частные неаполитанские коллективы. Образуются общества мандолинистов и гитаристов-любителей в Петербурге и Москве. В конце XIX столетия постоянно издается нотная литература для мандолины, предназначенная для широких слоев населения.

Свидетельством востребованности мандолины является высокий уровень продажи инструментов. Так в 1914 году в России реализуется 580000 щипковых инструментов, главным образом гитар и мандолин, примерно треть которых привезли из-за границы. После революции 1917 года в течение первых пятилеток была создана советская музыкальная промышленность. Тысячи дешевых мандолин выпускает Ленинградская фабрика струнных щипковых инструментов им. А.В. Луначарского. Производство мандолин на этой фабрике выросло с 59400 в 1932 году до 121395 в 1961 году. Большой популярностью мандолина и неаполитанские оркестры – как профессиональные, так и самодеятельные, – в России, а также на Украине и в Белоруссии пользовались примерно до начала 1960-х гг. 

Интерес к итальянской мандолине в последнее время всё увеличивается. Вызван он не только и не столько ее популярностью в народной музыке кельтов, итальянцев и, как ни странно, американцев, а скорее универсальностью звука, издаваемого инструментом.

Если раньше незабываемые тремоло можно было услышать в серенадах и симфонических или оперных оркестрах, то со временем мандолиновые гармонии появились в рок-музыке, в своем творчестве их использовали и Пол Маккартни, и Doors, и Led Zeppelin,  и многие другие музыканты.


Видеолекция «Музейные предметы в искусстве и литературе: мандолина»


Продолжаем знакомить вас с музыкальными инструментами музея истории и этнографии российских немцев. Представляем вам один из традиционных инструментов российских немцев – цитру.

Цитра – большая группа разнообразных по форме, но сходных по способу звукоизвлечения инструментов, объединённых названием «цитра». Ведёт свой род от древнегреческой кифары. Парные или сдвоенные (объединённые в хоры) струны цитры протянуты поверх плоского резонатора.

Предком цитры является псалтерий, название произошло от греческого «бряцаю». В XII веке  псалтерий был завезён в Европу с Ближнего Востока. Инструмент имел треугольный или трапециевидный корпус. В латинской традиции слово psalterium обозначало любой струнный инструмент, имеющий отношение к библейскому царю Давиду и псалмам.

В музеях Германии инструмент «шейтхольт» назван «древней» и даже «древнейшей» цитрой. Извлечение звуков на этом инструменте достигалось медиатором, либо специальной палочкой, способом «бряцания». Многие инструменты такого типа сохранились и дошли до наших дней. 

Строй простой цитры неизменный. У концертной имеется гриф с пятью подстраиваемыми струнами для ведения мелодической линии (такая цитра пользовалась популярностью в XIX веке в Германии и Австрии).

Цитра имеет плоский деревянный корпус неправильной формы, поверх которого натянуто от 30 до 45 струн. Несколько ближайших к исполнителю струн (обычно 4-5), натянутых над грифом, защипываются надетым на большой палец правой руки плектром, на них играется мелодия. Оставшиеся струны служат для аккордового сопровождения, на них играют остальными пальцами.

В 1827 году в Россию приехали тирольские музыканты, что позволило оценить цитру русской аристократии. В 1856 г. граф Н.А. Кушелев-Безбородко, сам хорошо игравший на цитре, издает журнал легких пьес для этого инструмента под названием «Ералаш». В его мраморном дворце до сих пор сохранились в бывшем танцевальном зале четыре гипсовых панно с изображением известных музыкальных инструментов того времени. Но самое почетное центральное место на всех четырех панно отведено цитре! Сохранилось изображение цитры и в известном Дворце А.А. Половцова на Большой Морской улице. 

Однако основоположником цитры в России по праву считается Франц Мартынович Бауэр (1829-1914 гг.). Он переселился в Петербург после окончания Венской консерватории в 1851 году, и его целью было распространить цитру в России. Франц Мартынович считается самым известным цитристом в России, написавшим много произведений для этого инструмента.

Михаил Иванович Глинка, находясь в Северной Италии и услышав звуки цитры, был так вдохновлен, что тут же сочинил свой романс «К цитре».

С началом Первой мировой войны выступлениям цитристов и обучению на этом инструменте в России был нанесен первый трагический удар. Ведь как музыкантами, так и преподавателями по цитре были, в основном, немцы. Постепенно в сцене стали отказывать и русским цитристам. Окончательный запрет наступил в 1930-е годы, в период «железного занавеса», когда цитра, так же как и 6-струнная гитара, была объявлена «чуждым нашему народу» инструментом. 

В настоящее время некогда популярная в быту и на сцене цитра почти вышла из массового употребления не только в России, но даже в странах Европы. Лишь в Венской консерватории существует класс цитры.


Видеолекция «Музейные предметы в искусстве и литературе: цитра»