Музейные предметы в искусстве и литературе: очки

В Музее истории и этнографии российских немцев НО РНД немало интересных и ярких предметов, но неизменный интерес, особенно у детей, вызывают маленькие очки 1930-х годов. Предмет экспонируется вместе с незатейливым футляром из плотного картона. Очки принадлежали главе семьи Шнейдер.

Интересна история появления очков в целом и какое отражение нашёл данный предмет в искусстве.


Видеолекция «Музейные предметы в искусстве и литературе: очки» (ВКонтакте)


Очки (нем. Brille), от средне- и верхненемецкого berillus, слова, означающего полудрагоценный камень берилл, используемый как увеличительное стекло.

В книге об эмблемах розенкрейцера Михаэля Майера «Аталанта фугиенс» говорится о том, что природа для ищущего алхимика – это «вождь, посох, очки и лампы». В скульптуре и живописи очки являются символом добродетели и умеренности. С другой стороны, в просторечии шарлатанов называют «продавцами очков» (продавать очки – обманывать, надувать), откуда и пошло выражение, что некоторые люди все видят «сквозь розовые очки». В нижненемецком диалекте есть выражение «Я не позволю себе продать очки».

Михаил Майзульс в своей книге «Мышеловка святого Иосифа» исследует очки как один из символов в средневековой живописи. Автор пишет, что точных данных о появлении очков нет, но приводит интересные источники: в 1306 г. доминиканский теолог Джордано да Ривальто в проповеди, произнесённой в церкви Санта-Мария-Новелла во Флоренции, упомянул об этой технической новинке: «Не прошло и 20 лет с тех пор, как было открыто искусство изготовления очков, призванных улучшить зрение. Это одно из самых лучших и необходимых в мире искусств».

За шесть лет до этой речи – в 1300 году, Большой совет Венецианской республики принимает первый статут, регулирующий изготовление «камней для чтения», именно так тогда называли очки.

На картинах часто в очках представляли евангелистов и различных христианских интеллектуалов. Но также изображали и иудейских первосвященников, которые подкупили Иуду, чтобы он предал Христа, подчёркивая тем самым двойственность данного символа.

Одним из самых ранних изображений очков считается фреска Томасо Да Модена. На ней художник изобразил кардинала Уго Провансальского, пишущего в очках.

Фламандский живописец раннего Возрождения Ян ван Эйк на своей картине «Мадонна каноника Георга ван дер Пале» изображает Марию с младенцем на троне в церкви романской архитектуры в окружении святых Донациана и Георгия, представляющего ей старого каноника. Святой Донациан держит в руках очки.

Венецианский живописец Пьетро Лонги изображал жанровые сценки из частной жизни и очки присутствуют почти в каждой его работе.

В Эрмитаже хранится автопортрет художницы Анны Доротеи Тербош. Благодаря ему можно судить о том, какие интересные формы были у очков в разное время. Здесь изображён монокль с креплением на голове. 

В XX веке очки не теряют привлекательности и своего символизма для художников. Их изображают Марк Шагал, Пабло Пикассо и многие другие.

В литературе очки также являются двойственным символом, их носят как положительные персонажи – например, сыщик Эркюль Пуаро или учёный Паганель из книги «Дети капитана Гранта», так и отрицательные. Прячет взгляд за тёмными очками кот Базилио, носит пенсне Коровьев из романа «Мастер и Маргарита». Иногда очки – это мода. Как у мосье Трике, персонажа из «Евгения Онегина», приехавшего на бал к Лариным: «Остряк, недавно из Тамбова, в очках и в рыжем парике».

Очки — символ зрелой мудрости и возраста, но иногда герои не могут смириться с возрастом, как актриса Джулия из романа Моэма «Театр»: очки ей были нужны, но она их принципиально не носила.

Прекрасный предмет – очки! Предмет с богатой историей! Приходите в наш музей, где вы сможете увидеть очки в нашей постоянной экспозиции.

Видеолекция «Музейные предметы в искусстве и литературе: очки» (ВКонтакте)