23 и 24 октября в Новосибирском областном Российско-Немецком Доме проходил хореографический конкурс «Будь в танце!». Два конкурсных дня, наполненных выступлениями, экспериментами и танцевальными мастер-классами, остались позади. Вручены призы и дипломы, участники разъехались по домам.

Насколько необходимы такие мероприятия? Добились ли организаторы поставленных целей? Об этом мы беседуем с идейным вдохновителем конкурса, хореографом, руководителем ансамбля НО РНД «Свободный балет» Олесей Шавриной.

–  Олеся, конкурс «Будь в танце!» проходит уже в четвёртый раз. На ваш взгляд, растёт ли профессиональный уровень участников, и есть ли в этом заслуга организаторов мероприятия?

– Уровень, безусловно, растёт. Если сравнить конкурсы 2019 года и этого – разница огромная. В 2019-ом у нас руки опускались от безысходности. Возможно, положительную роль сыграл прошлогодний дистанционный конкурс, когда ребятам приходилось самостоятельно записывать танцы на видео. Это позволило взглянуть на себя со стороны, проанализировать результаты работы, исправить что-то.

И, конечно, приятно видеть, что какие-то методики, приёмы, отработанные на мастер-классах, руководители стали использовать, внедрять в танец. Некоторые преподаватели благодарят нас за то, что мы даём им такой материал, который сложно найти в специальной литературе по хореографии, народному танцу, а её к тому же не так много. Даже профессионалы с опытом черпают из наших мастер-классов что-то новое, освежают в памяти забытое. Такие встречи – это всегда обмен идеями, наработками, знаниями.

– Чем конкурс этого года принципиально отличался от предыдущих?

– В этом году мы старались превратить конкурс в праздник для детей. Создать особую фестивальную атмосферу. Это и занятие по актерскому мастерству, которое проходило в игровой форме, и квест для самых маленьких участников. Хотелось, чтобы конкурс запомнился, и коллективы ждали возможности снова приехать к нам в следующем году, чтобы удивить чем-то новым и чему-то научиться у нас.

– Как вы считаете, конкурс даёт толчок для дальнейшего развития?

– Это во многом зависит от руководителей, от их личной заинтересованности, от того, хотят они развиваться, или нет. Но пока, как я уже сказала, материал, полученный от нас, педагоги используют, мы это видим, и это радует.

И в этом году многие руководители записывали какие-то моменты нашей беседы, идеи, сюжеты. Значит, они планируют их применять.

– Какие коллективы вы бы отметили, как самые яркие, профессиональные?

– Ну, конечно, Краснообск и Колывань – это наши фавориты. У них большой багаж. Колыванским коллективом раньше руководил Шульц Александр Яковлевич. Ребята взрослые, растанцованные.

Удивил и восхитил клуб «Schellen» из Новоивановки. Я специально посмотрела – это деревня, население которой 250 человек. И учитель физкультуры Бут Светлана Генадиевна, не имея специального образования, собрала мальчишек и поставила с ними танец. Пацаны у неё трюкачат, сальто делают. Это ещё раз подтверждает, что если человек «горит» своей профессией, он и окружающих зажигает.

Танцевальный коллектив «STERN» из Карасука хочется отметить, руководитель Едапина Анастасия. Они второй год участвуют в нашем проекте. Настя недавно в немецкой теме, но уже можно говорить о её заинтересованности, желании узнавать.

Село Октябрьское порадовало своей «Фантазией». Пусть там минимальная лексика, рисунки, но они стали внедрять сюжет. И танец по картине «Секрет» Вильгельма Амберга получился просто отличным.

Этюды по мотивам картин немецких художников мы опробовали впервые, вышло очень неплохо. «Kindheit» из Куйбышева сделали замечательную постановку с весёлыми овечками.

– Олеся, насколько народный танец востребован сегодня и является ли он базой для современных стилей?

– Если ты умеешь танцевать народный танец, ты умеешь танцевать всё. Потому что если ты занимаешься народным танцем, то у тебя и выдержка, и ноги сильные, и трюковые элементы поставлены, поэтому тебе уже не составит труда станцевать хип-хоп. А вот те, кто танцует хип-хоп, им встать и показать красивые народные ручки – это уже проблема, сразу корявость появляется.

Классика, народный танец, сколько бы не появлялось новых направлений, всегда будут современными, всегда будут востребованными. И смотрится народный танец всегда шикарно. Конечно, он должен развиваться. И то, что танцевали наши бабушки, мы сегодня не показываем. Мы делаем стилизацию, усложняя и совершенствуя изначальный этнический материал.

Когда четыре года назад мы впервые проводили этот конкурс, у нас все участники танцевали польку. Потому что это традиционный немецкий танец. Но сценический танец – более широкое понятие. Нужно искать идеи, сюжеты, изюминки, делать стилизацию.

– И где вы находите идеи для нового танца?

– Да где угодно. Народные сказки – просто кладезь идей и сюжетов. Я говорю хореографам: «Вы работаете с детьми – откройте немецкие сказки, берите сюжеты оттуда. Вам будет интереснее ставить танец, а детям будет интересно его танцевать». Песни народные и современные часто дают толчок. Вот у нас есть танец с самоваром. Я оттолкнулась от текста песни российских немцев. Мы не инсценировали её. Мы просто взяли за основу самовар и вокруг него выстроили действие. Иногда можно «подсмотреть» идею, но не срисовывать её, а сделать по-своему.

– Значит, такие конкурсы как «Будь в танце!» нужны?

– Конечно! Они необходимы! Это мы здесь, в городе, можем сходить на один концерт, на другой, где-то что-то увидеть, вдохновиться, заимствовать идею, развить её. А ведь в деревнях, районных центрах такой возможности нет. И тем дороже должен цениться труд хореографов, которые несут там культуру, увлекают детей.

Собираясь вместе, выступая друг перед другом, коллективы оценивают себя, сравнивают с другими. Это замечательно. Они видят, в каком направлении нужно развиваться, расти, к чему стремиться.

Конечно, хотелось бы расширить географию нашего мероприятия, сделать его межрегиональным.

Вот в прошлом году, когда конкурс был дистанционным, мы смогли задействовать в нём больше разных посёлков. И многие участники из Алтайского края, например, просили приглашать их к нам. Но это ведь не только от нас зависит. А так, конечно, конкурс «Будь в танце!» – это глоток свежего воздуха для участников.

Конкурс «Будь в танце!» организован при содействии Международного сюоюза немецкой культуры.

Тамара Разумная