«Моя многонациональная Сибирь» – так называется масштабный проект, реализацией которого сейчас активно занимается партнер Российско-Немецкого Дома – Новосибирская региональная общественная организация «Добровольческое молодежное объединение «Попутный ветер». В интервью газете «Sibirische Zeitung plus» ее руководитель Дмитрий Габаткин подробно рассказал о миссии и концепции проекта.
– Дмитрий, обычно площадками для реализации межнациональных проектов (как правило, это фестивали или выставки) становятся музеи, Дома культуры, парки. Почему ваш выбор пал на школы?
– Создавая и разрабатывая проект «Моя многонациональная Сибирь», мы исходили из принципа, что формирование толерантного отношения к людям разных национальностей должно осуществляться именно в школе. А понимание того, что каждый из нас является представителем какой-то народности, нации, вообще закладывается в раннем детстве, в семье, детском саду.
Чем раньше человек начинает отождествлять себя с какой-либо этнической группой, тем лучше. Потому что знание культуры и традиций своего народа и воспитание в рамках этих традиций как раз и закладывает уважение к другим культурам.
Новосибирск исторически является городом на пересечении многих путей, здесь проживают представители различных народностей и этнических групп, взаимоуважение – главный принцип мирного сосуществования. Поэтому, я считаю, наш проект очень актуален и уместен.
– Но дети, в принципе, толерантные от рождения. Не получится ли, что своим проектом вы акцентируете внимание на национальных особенностях, и подтолкнёте школьников к осознанию непохожести, разности, и, как следствие, к конфликтам?
– Нет! Ни коим образом! Мы как раз хотим показать, что различие культур и традиций обогащает и разнообразит жизнь города и страны. Наша задача – проинформировать школьников о существовании национальных центров, домов и музеев, которых в Новосибирске больше, чем, скажем, в Омске, Кемерово, Томске: у нас есть Российско-Немецкий Дом, татарский, узбекский, киргизский культурные центры, Дом национальных культур им. Заволокина, центр японской и корейской культуры «Хоккайдо»…
Это отличная возможность для детей и подростков познакомиться с историей и культурой других народов, традициями, бытом своих бабушек и дедушек, принять участие в национальных праздниках.
– Но детям, мне кажется, важны эмоции: если они испытывают симпатию к рассказчику, то проникаются и самой историей. А стенды – это сухая информация. Вы уверены, что такой способ подачи заинтересует школьников?
– Наш проект состоит трёх этапов. Первый – этновыставка, это как раз стенды, на которых планируется разместить сжатую информацию, дополненную QR-кодами. Чтобы школьники могли перейти по ним и найти более полное описание того, что их заинтересовало. Кроме того, QR-коды дают возможность перейти на сайт той или иной организации и познакомиться с их этнокультурной деятельностью, например, Новосибирского областного Российско-Немецкого Дома.
В информацию на планшетах мы закладываем часть ответов на вопросы этноквеста (второго этапа проекта), и это уже мотивирует ребят к более внимательному изучению данных текстов.
С точки зрения педагогики, форма интеллектуальных викторин популярна как у взрослых, так и у детей: ответить на вопросы, проверить свои знания и уйти счастливым победителем – это здорово. Если же ребёнок не ответил на вопрос, это побуждает его к поиску правильного ответа.
И завершающее мероприятие – этнофест. На него будут приглашены все команды-победители. И на этом этапе живое общение как раз будет заключаться в знакомстве друг с другом, изучении культур, обмене эмоциями.
– Мы всё чаще слышим сегодня, что ребёнка формирует семья, основы культуры и образования закладываются в семье. А предусмотрено ли в вашем проекте взаимодействие с родителями школьников?
– Конечно! Ведь именно родители, бабушки и дедушки являются носителями этнических традиций. Взаимодействие с родителями предусмотрено на всех этапах проекта. Мы мотивируем ребят к изучению корней, этнической идентификации, а это подталкивает к диалогу с родителями. И на заключительное мероприятие мы приглашаем участников вместе с родителями.
– Для «Попутного ветра» это первый опыт реализации межнационального проекта?
– Мы выступали партнёром АНО «Межнациональный ресурсный центр» в проекте «Межнациональная хореографическая лаборатория». И я хочу сказать, что мероприятие получилось мощным, красивым и очень искренним. Взаимодействие происходило между молодыми людьми: они обменивались традициями, историями, проводили гостевания, угощали друг друга национальными блюдами. И несмотря на то, что купить чак-чак, например, можно сегодня в любой кондитерской, тот чак-чак, который ребята пробовали на фестивале, запомнится им навсегда. Потому что это эмоции, это радость единения…
– По завершении проекта информационные стенды будут демонтироваться?
– Нет, они останутся в школах. И я надеюсь, будут востребованы и полезны. Знаете, я зашёл недавно в одну из школ и обратил внимание на то, что кроме расписания уроков, уголка с уставными документами: уставом, правилами поведения и т.д., присутствуют разве что плакаты по антитеррористической, противопожарной безопасности и информация о кружках и внешкольных занятиях.
Но заместители по воспитательной работе, классные руководители ведь проводят какие-то занятия по межнациональному взаимодействию, и наши стенды могут служить отличным наглядным материалом. Да и просто, когда тебя окружает какая-либо информация, волей-неволей ты обращаешь на неё внимание. И пусть такой информацией будут стенды, знакомящие детей с традициями и культурой народа. Ведь в глобальных масштабах, чтобы жить в мире и взаимопонимании, мы должны быть знакомы друг с другом.
– Дмитрий, что для вас лично означает понятие «Многонациональная Сибирь»?
– Я родился и вырос в Казахстане, мама – из Сибири, родственники живут в Кузбассе. Поэтому многонациональность Сибири я всегда ощущал на примере собственной семьи. Мне всегда были интересны традиции и культура других народов, я открывал в ней что-то созвучное традициям моих близких, что-то совершенно отличное…
– К проекту «Моя многонациональная Сибирь» вас подтолкнули эти переживания?
– В том числе. Да и президент Владимир Путин ни раз подчёркивал, что сбережение уникального национального наследия России является одной из важнейших задач государства.
А «сбережение» без изучения, популяризации, без знакомства с наследием, передачи его новым поколениям, мне кажется, не имеет смысла.
Тамара Разумная