Альберт Карлович Ради и Ольга Александровна Юнкер познакомились в Новосибирском областном Российско-Немецком Доме. Пришли на концерт, разговорились, и поняли вдруг, что у них много общего.
– Мы уже третий год вместе, – говорит Ольга Александровна, – но разногласия, конечно, случаются. Потому что жизни по-разному прожиты.
Их жизни, действительно, очень разные: его – как прямая линия, шкала координат, где у каждого события – своё место и дата, её – броуновское движение – сплошные эмоции и чувства…
Семьи обоих были депортированы с Поволжья.
– Мы, дети, не понимали трагичности ситуации, – вспоминает Альберт Карлович, – не могли оценить бытовых условий, потому что сравнивать было не с чем, мы просто жили в предлагаемых обстоятельствах, дружили, играли, учились.
Имя Альберт для Сибири было необычным, друзья предложили звать меня Алексеем, объяснив это тем, что «Альберт» трудно произносить, но я не согласился: «Ничего – научитесь!».
Отстаивать приходилось не только имя. Среди ровесников были и те, кто, узнав, что я немец, говорили: «Фашист!», но они сразу получали кулаком под дых и меняли своё мнение.
В школе, став старше, мы уже все перемешались: русские, украинцы, немцы, и все дружили. С кем не дружили – с теми дрались. Но вражда всегда была не по национальному признаку, а по личным качествам. Предателей, трусов, подлецов никто не любит, независимо от того, к какой национальности они относятся.
Маленькой Ольге тоже доставалось от сверстников за её «немецкие корни».
– Однажды мальчишки загнали меня в лужу, кидали камнями и кричали: «Фашистка!». Я прибежала домой мокрая, пожаловалась отцу. Но он только голову опустил, сказал: «Защищайся сама». И я защищалась – дралась так, что мало у кого возникало желание меня обижать.
А потом, в педучилище, мне поставили четверку за сочинение, хотя в нём не было ни одной ошибки, и содержание было отличное. Я спросила у преподавателя: «Почему?», но та не ответила. Пошла к директору, а он говорит: «Вы, Юнкер, не принимали активного участия в жизни училища». «Как, – говорю, не принимала: два года секретарём комсомола была, в профсоюзе состояла».
А спустя 20 лет я узнала, что наш директор во время войны был у немцев в плену. Видимо, таким образом он решил отомстить тем немцам. А может, у него там тоже Юнкер был.
Главное, пожалуй, качество Альберта Карловича – ответственность.
Он узнал это слово рано, когда после войны в семье появились два младших сына и дочка, заботу о них Альберт разделил с родителями.
Подростком во время каникул начал работать в совхозе на комбайне. Деньги, разумеется, отдавал родителям. После 9 класса всё лето осваивал целинные земли Алтая, даже медаль получил «За освоение целинных и залежных земель», и денег заработал столько, что хватило на новый дом. После школы два года помогал отцу прежде, чем в институт поступить. Мама с младшенькими, а они – мужчины. Кормильцы.
Во время учёбы с 1959 по 1967 разгружал с друзьями вагоны и баржи: на стипендию не проживёшь, а у родителей просить стыдно, да и нечего.
– Первое время было тяжело: спина болела, руки, ноги, но потом втянулся, к тому же я спортом занимался всегда – пригодилось. Самое страшное было – грузить цемент. Закинешь мешок на плечи, несёшь, а он вдруг разрывается, и ты весь в цементе. Попробуй потом отмыться и одежду отстирать.
Это с детства привитое чувство долга помогло ему потом в жизни.
После института пошёл работать в электромонтажный трест. Прошёл путь от мастера до начальника управления, а позже – управляющего трестом. В 2010 году, когда трест реорганизовали в акционерное общество, Альберта Карловича избрали генеральным директором. И всюду ответственность – за объекты, за рентабельность, за людей.
Он придумывал, как упростить процесс монтажа электротехнических сетей и оборудования в условиях сибирского климата, заботился о людях, с которыми работал.
Электрификация оборонных объектов – это уже совершенно иной уровень и ответственности, и работы. Альберт Карлович участвовал в запуске «Бурана» на Байконуре, строительстве оборонного комплекса в Азербайджане, за что в 1983 году был награждён орденом «Знак почёта». Наград у Альберта Карловича много. Среди них и государственные. А вот выговор – один.
– Монтажники на оборонный объект приезжали с семьями, у многих дети были. Моя задача состояла и в том, чтобы обустроить их быт, расселить, выбить дополнительные оплаты за внеурочную работу. А для детей я что-то вроде детского сада организовал, но ставка воспитателя на оборонном объекте не предусмотрена, поэтому я принял женщину на должность электромонтажницы первого разряда, а на самом деле она занималась малышами, пока родители на работе. Но кто-то доложил начальству, а то обязано реагировать, хотя всё понимает – вынесло выговор, в конце года, правда, убрали.
К созданию собственной семьи Альберт Карлович подошёл с той же ответственностью, «строил» крепкий тыл на долгие годы. Прожили с женой 56 лет, вырастили двух дочерей. Он как мог боролся за её жизнь, но болезнь победила.
– Мы познакомились накануне защиты диплома. Друг уговорил пойти в гости к знакомой. Я не хотел – готовиться надо, но потом согласился.
В компании было шесть девушек и шесть ребят. Мне понравилась хозяйка квартиры, в которой мы собирались, и другу моему тоже. Но я опередил его и за столом сел рядом с ней. А потом пригласил погулять. Я увлекался астрономией, рассказывал ей о звёздах.
– Второй жене тоже о звёздах рассказывали? – спрашиваю я.
Альберт Карлович смеётся: «Проверенный способ».
Ольга Александровна похожа на актрису из черно-белого фильма, она красивая и чувственная.
Всю жизнь слушала своё сердце, которое несмотря на всё пережитое, стучит, как в юные годы, радостно и задорно.
Её личная жизнь не сложилась, пережив предательство мужа, осталась с двумя детьми. Бралась за любую работу – секретарь, швея, няня, но мечтала о педагогической деятельности.
В ноябре 1981 мечта сбылась, Ольгу пригласили в ССПТУ-88 сначала лаборантом, а через полгода – мастером производственного обучения. Окончив Кемеровский техникум пищевой промышленности, стала преподавать «Технологию изготовления сахаристых изделий» на отделении «Кондитерское производство», разработала собственную технологию преподавания, защитилась на первую категорию. За достигнутые результаты получила министерскую награду «Отличник профессионально-технического образования РФ», однако на достигнутом не остановилась – поступила в Русский институт управления и продолжила работу уже на новом уровне. Результат преподавательской деятельности Ольги Александровны – более 800 выпускников, в каждого из которых вложена частичка знаний и души. А плата за это – их любовь и уважение.
В 1989 году коллега посоветовала пойти в куйбышевский дом учителя, там занимался вокальный коллектив российских немцев.
– Я сначала отказалась: языка не знаю, что я там делать буду. Но Вера Михайловна сказала: «Ты должна быть там!», и я пошла.
Так с 89-го и пою. Был перерыв небольшой, когда участники ансамбля уехали: часть в Калининград, а часть – в Германию. А я осталась. Потом собрался новый состав…
Любовь к музыке у них с Альбертом Карловичем общая, он, ещё учась в школе, заведовал сельской художественной самодеятельностью. Собрал всех родственников, среди них было немало музыкантов, одноклассников, сначала в совхозном клубе выступали, а потом выпросили машину и ездили по окрестным сёлам, поддерживали боевой дух селян.
Ольга Александровна не только поёт, шьёт, вышивает – это у неё от бабушки, увлекается алмазной мозаикой… У неё много талантов, но самый главный – умение любить. Она любит детей, любит людей, любит жизнь. И наполняет своей энергией и любовью пространство вокруг себя. Наверное, поэтому рядом с ней так комфортно, светло и радостно.
Альберт Карлович и Ольга Александровна очень гармоничная пара: он сдержан, она – эмоциональна, он точен во всём, она – гибкая и изменчивая. Они прожили разные жизни, чтобы теперь объединить их в одну.
Тамара Разумная