Сегодня «Красный факел» без преувеличения один из ведущих драматических театров страны. Он экспериментирует, удивляет и вот уже век идёт в ногу со временем. О том, как театр сохраняет актуальность и бережет традиции, в интервью газете «Sibirische Zeitung plus» рассказал директор «Красного факела» Александр Кулябин.
– «Красота, правда и радость!». Александр Прокопьевич, что это за слова, и как они появились у театра?
– Это девиз «Красного факела». Редко у какого театра есть свой девиз, хотя на сегодняшний день это довольно модно. Тем более, как наречешься, так оно и пойдет. Помню, когда в 1999 году я пришел в театр, я попросил сотрудников поискать какую-то зацепку, которая давала бы характеристику театру как бренду. Так мы стали изучать архивы и увидели, что в 1920 году, при Владимире Татищеве, театр «Красный факел» получил именно этот девиз. И я не стал его менять.
– «Красному факелу» – век. Такой возраст обязывает?
– Возраст театра – это всё же не человеческий возраст, он не обязывает. Другое дело, что у «Красного факела» есть какие-то определенные традиции. У каждого театра они свои – например, публика видит отличия Театра им. Евгения Вахтангова от Театра Моссовета или того же Ленкома. Точно так же и мы стараемся нести свое понимание искусства, свой определенный стиль.
– Наверное, именно благодаря сформированному стилю гости Новосибирска при посещении достопримечательностей стараются уделить особое внимание и «Красному факелу»…
– Иногда мы такие комплименты получаем (улыбается). Тем более сейчас есть возможность онлайн-покупки билетов, к нам приезжает довольно много зрителей из других городов: Кемерово, Томска, Барнаула – и не только на премьеры, но и на репертуарные спектакли, идущие уже несколько лет. Кстати, когда у нас вышел спектакль «Маскарад» с участием Александра Балуева, томичи почти ежемесячно организовывали «театральный экспресс» – набирали автобус по 30-40 человек и приезжали в театр делегацией. Сейчас в связи с пандемией всё, конечно, приостановилось, но, думаю, обязательно должно восстановиться.
– К слову о пандемии. Некоторое время назад в своем интервью одному изданию вы говорили: «Я приверженец четкого планирования в работе. Это позволяет избежать авралов, нервозности, недоделок». Как театр пережил пандемию и как он вносил корректировки в планы, когда спрогнозировать ситуацию было невозможно?
– Всё это далось нам сложно. Как, наверное, всей стране и миру. Делать корректировки приходилось всё время. Нас не миновали трагические события – ушли из жизни два наших прекрасных актёра, заслуженные артисты России Валентина Широнина и Григорий Шустер… Приходилось вносить корректировки в репертуар, делать замены спектаклей, хоть мы и старались прибегать к этому как можно реже. Но, вообще, в России обстановка более благоприятная, нежели в театрах европейских, где до сих пор ограничена работа со зрителями. По опыту могу сказать, что, конечно, когда есть определенное планирование, то контролировать ситуацию и принимать решения гораздо проще.
– И всё-таки театры были вынуждены уйти в «онлайн». При этом многие артисты, режиссёры, творческие люди убеждены, что онлайн и театр – вещи несовместимые…
– Я тоже так считаю. Поэтому мы не уходили полностью в онлайн – только некоторые наши спектакли были размещены на специализированных платформах. Чтобы качественно проводить онлайн-трансляции, нужно оборудование высокого класса, нужны технические специалисты. Существует много нюансов, учесть которые пока не получается. Театр – это не кино, и не надо нам перебегать друг другу дорогу. Да, есть такие проекты как «”Золотая Маска” в кино», но с ними и сотрудничают серьезные специалисты. С таким подходом мы записывали в Москве спектакль «Дети солнца» – как раз во время показа на «Золотой Маске». Наш спектакль снимала телекомпания, которая ведет спортивные трансляции и программы, – большие профессионалы. Они несколько раз смотрели видеоверсию нашей постановки, были на репетиции, и только после такой поэтапной работы они восемью камерами записывали наш спектакль. Его, кстати, и сейчас можно свободно посмотреть на платформе «Окко».
– Александр Прокопьевич, сегодняшняя публика нередко высказывается о том, что современное искусство понять сложно, а смотреть классическое – скучно. Как «Красный факел» рушит это убеждение?
– Это глобальный вопрос… Отвечу просто: главное, что должен делать театр – быть здесь и сейчас. Когда вы сидите и смотрите премьерный спектакль, вы должны задать себе один вопрос – мог ли этот спектакль идти примерно 10 лет тому назад? Если да, мог – значит, это не современный театр. Детали, настроения, отношения – «сегодня» обязательно должно просматриваться. Мы в России в свое время, работая «по образцу», очень сильно отстали, к сожалению, и после этого сложно перестраиваться. Оказалось ведь, что есть не только система Станиславского, есть еще много направлений – театр многогранен как жизнь, и этому нужно соответствовать. Немало у нас говорят о различных театральных лабораториях – выясняют, насколько они важны. Так вот, неважно, скучные они, нескучные – они необходимы, потому что без них в театре не будет развития. И зрителю тоже нужно быть к таким экспериментам немного лояльнее, потому что без экспериментов в театре, как и в науке, нельзя. Надо искать, надо пробовать новое, потому что театр должен соответствовать времени.
– А если говорить о публике «Красного факела» – как её можно охарактеризовать? Какая она?
– Если заглянуть в зал перед спектаклем, можно увидеть, что средний возраст нашей публики – 25-40 лет, условно говоря, интеллигентный, интеллектуальный зритель. Вообще, у нас очень хорошие зрители. Очень. Я всегда благодарю Бога, что в Новосибирске умеют ценить театр. И когда к нам приезжают фестивальные спектакли, гастрольные, я наблюдаю за зрителями – как внимательно они относятся к гастролёрам. Даже если что-то не нравится, они никогда этого не покажут и постараются всячески поддержать театр. В этом и есть интеллигентность. И благодаря таким зрителям я уверен, что театр в Новосибирске будет жив всегда.
– На какие темы театр никогда не будет говорить со своей публикой?
– Скажем так, театр не будет эксплуатировать темы национальной неприязни, преступлений сексуального характера, не будет поощрять ненависть, призывать к чему-то, пропагандировать. А на все остальное у нас запретов нет. Беседовать со зрителем можно на разные темы, но делать акцент на какой-то одной правде нельзя.
– Но театр все равно должен говорить о каких-то социальных проблемах.
– Театр ставит вопросы, обращает внимание на них. Как говорил Маяковский «Театр – это увеличительное стекло». Мы должны приблизить и показать проблему нынешнего времени. Кстати, сейчас у нас Петр Шерешевский ставит спектакль по пьесе современного драматурга Марины Крапивиной, где главной героиней является социальный работник. «Тайм-аут» будет отражением актуальной темы.
– И это еще раз подтверждает высказывание, что театр – это всегда «сегодня». Но театр ездит на гастроли в другие города, и «сегодня» в этих городах проживается по-разному. Испытывает ли театр в связи с этим сложности?
– Конечно, в разных городах у людей разный менталитет и предпочтения. Есть города, где публика избалована комедийным репертуаром – хотя, замечу, и этот жанр важен и нужен. Некоторое время назад мы ездили на большие гастроли в Ростов-на-Дону и возили туда несколько спектаклей, которые рассчитаны на разные вкусы, – был и легкий жанр, и серьезная драматургия. Мы учитывали, что Ростов – это южный город, его жители привыкли к развлекательным постановкам, у них немного другой взгляд. Но резких отличий между нашими «сегодня» все равно нет. При этом нужно понимать, что гастроли и фестивали – это все же не одно и то же.
– Кстати, о фестивалях. Состоится ли в 2021 году Межрегиональный фестиваль-конкурс «Ново-Сибирский транзит»? Ничего ему не угрожает?
– Фестиваль состоится. С каждым днем ситуация с ковидом меняется в лучшую сторону, и у нас есть не просто надежда, но даже понимание, что к маю все должно стабилизироваться. Пусть мы будем сидеть в масках, пусть у нас будет всего 80% зрителей, но главное – что фестиваль будет.
– И публика ждёт его с особыми чувствами. Из того, какие посты и комментарии оставляли пользователи социальных сетей на своих страницах о фестивале, можно утверждать, что новосибирские театралы очень болезненно встретили новость о переносе «Ново-Сибирского транзита» на год…
– А знаете почему? На этом фестивале создается семейная атмосфера, которую чувствуют не только участники, но и зрители. Мы ждём «Ново-Сибирский транзит», потому что хотим на нём встретиться со своими друзьями из городов Сибири, Урала, Дальнего Востока. Для зрителей это тоже подарок – увидеть лучшие спектакли театров разных регионов. Плюс мы знаем, что в Новосибирск часто перебираются из других городов, и зрители, конечно, радуются, увидев в афише бывших земляков, своих любимых актеров. Ну, как тут в театр не сходить?
– Наверное, такое ожидание встречи друг с другом царит и внутри театрального коллектива. О нём вы когда-то сказали так: «Коллектив – это вторая семья, это очень важная составляющая жизни. Недаром многие актеры, уехавшие в Москву, скучают по атмосфере «Красного факела». Что это за атмосфера такая?
– Знаете, даже события последнего времени это показали. Время пандемии было тяжелым, потом, когда получили разрешение работать, приходилось делать много замен, срочных вводов. И вот эта взаимовыручка, взаимопонимание, осознание, что все мы идем к одной цели – это одни из главных качеств краснофакельцев. Отсюда возникает атмосфера любви и уважения. Я не могу вам сказать, как это получается. И не потому, что это секрет – нет. Это, наверное, многие годы формируется. Постепенно подбирается группа людей «одной крови», и они становятся театральной семьёй. И когда публика приходит на спектакль, она эту атмосферу чувствует. Нам важно дать понять зрителю, что его здесь ждут, и что здесь ему рады. Поэтому – красота, правда и радость. Радость, что мы друг друга видим.
Сюзанна Закарян