Технический прогресс вытесняет из нашей жизни волшебство. На смену скромным чёрно-белым фотографиям пришли яркие цифровые снимки. Моменты жизни, важные и не очень, мы храним в смартфоне, а не в толстом семейном альбоме с бархатной обложкой.
И на пластиковых окнах – вы заметили? – нет чудесных снежных узоров.
С солистами фольклорного ансамбля НО РНД «Begeisterung» накануне Нового года мы вспоминали ускользающие милые сердцу мелочи, из которых складывалась новогодняя магия.
– Каким бы трудным не было время, ёлку наряжали всегда. Клеили бумажные фонарики, цепи, флажки вырезали, шишки красили серебряной краской…
– Моя мама пекла печенье разной формы, – вспоминает Наталья Константиновна Борейшехило, – заворачивала в фольгу и вешала на ёлку, где висели такие же фигурки из картона, тоже обёрнутые фольгой. И мы наощупь распознавали, где украшение, а где печенье.
– А у нас, в Октябрьском районе, не было ёлок, – говорит Павел Павлович Кауль, – Мы наряжали берёзку. Только сначала резали бахрому из зелёной бумаги и обматывали ею ветки, чтобы получились иголки, как у ели.
Ёлочные украшения мастерили в основном сами, но были и покупные: фигурки из картона и фольги с тиснением изображали рыбок, лошадок, петушков, а ватные игрушки изготавливались в виде овощей: морковь, огурец, свёкла, или людей в национальных костюмах. Позже появились бусы из стекляруса. Когда они разбивались, разноцветные осколки измельчали и наклеивали на короны снежинок.
– Да, – восклицает Наталья Константиновна, – у меня такая корона была. Мама на школьный утренник шила мне платье из марли, крахмалила и корону делала из картона и ваты, а сверху как раз клеила стеклянные блёстки. Мне за этот костюм в школе вручили подарок – альбом для рисования и набор цветных карандашей, 24 штуки. Это такое счастье было!
Новогодние костюмы мастерили из подручного материала: марли, ваты, картона, проволоки. Мальчишки, в большинстве наряжались зайчиками с картонными ушами на голове, а девочки – снежинками.
– Мы кружились у ёлки и пели:
Мы белые снежинки, спустились к вам сюда,
Легки мы, как пушинки, холодные всегда.
Вот это тучка белая – она была нам дом.
С неё мы и спустились, и здесь мы отдохнём.
– Нам тогда казалось, что лучше этого марлевого платья быть ничего не может, оно такое красивое, – говорит Лидия Карловна Прудникова.
– А ещё в школе давали сладкие подарки, – вспоминает Ольга Ивановна Крупа, – конфеты, правда в них были скромные: ириски «Кис-кис» и «Золотой ключик», подушечки, но мы всё равно были счастливы.
– Ещё были «Школьные» конфеты!
– Карамель «Популярная», – наперебой перечисляют музыканты, – «Орион», «Премьера»!
– Петушки – это такие леденцы на палочках, они изображали медведя, лису, но назывались всё равно петушками.
– А помадку помните? Розовая, зелёная, желтая…
Эти сладкие подарки ждали, как чудо!
– А у меня его однажды украли, – делится одна из участниц ансамбля, – пока я переобувалась в гардеробе. Поставила рядом, обулась, а вместо моего бумажного пакета стоит чужой с фантиками. Это такое горе было. Я же представляла, как разделю все конфеты между членами семьи, и мы все будем пить чай… До сих пор от такой подлости мурашки по коже. Столько лет прошло…
И всё же в большинстве своём люди были добрыми и щедрыми.
– Я помню, мама делала маленькие подарочки: печенье или пряник и конфетку, – вспоминает Наталья Константиновна, – чтобы вручать детям, которые придут колядовать в Новый год. У самих конфет не было вдоволь, но это воспринималось нормально.
– Да, люди жили дружно, – говорит Алла Николаевна Орлова. Моё детство прошло в Казахстане. В нашей деревне жили казахи, немцы, украинцы. В Новый год все традиции, угощения, песни – всё смешивалось за общим столом. Соседи, знакомые, родственники, коллеги собирались вместе. А нам, детям и казахский курт, и украинские вергуны, и немецкие кремли перепадали… А как веселились!
Новогодний праздничный стол был скромным: картошка, домашние заготовки: огурцы, капуста, салат «Оливье» появился гораздо позже и заправлялся сметаной – майонеза не было. Костюмы из марли, елочные игрушки из картона? Неужели всё это создавало атмосферу волшебства?
– Да просто верили в чудо, в лучшее будущее, – уверяют меня собеседники.
Видимо, волшебство не зависит от времени, благополучия и возраста. Оно живёт в нас: в душе, в сердце. С Новым годом, друзья! Верьте в чудо!
Тамара Разумная