24 апреля в Новосибирском областном Российско-Немецком Доме состоялся конкурс «Мои этнические корни», где тринадцать школьников региона представили исследовательские работы о традициях и культуре российских немцев.

О судьбах народа и времени, которое сформировало будущее российских немцев, рассказывали ученики 5-11 классов. На конкурс в НО РНД ребята приехали из школ Барабинского, Чановского и Чистоозерного районов Новосибирской области, а также городов Карасук, Купино и Новосибирск.

Оценивали работы участников доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института археологии и этнографии СО РАН, профессор НГУ, заместитель председателя Новосибирского отделения Русского географического общества Ирина Октябрьская, заместитель председателя региональной национально-культурной автономии российских немцев Маргарита Меркер и председатель жюри, заместитель директора НО РНД Виктор Протоковило.

На протяжении четырёх часов участники представляли членам жюри работы о судьбах своих семей, важности сохранения национальных традиций и вкладе жителей посёлков и сёл – российских немцев – в развитие культуры своего района.

Начался конкурс «Мои этнические корни» с необычного исследования, о котором рассказал самый младший участник, ученик 5 класса Козловской школы Захар Елин. В работе «Сделано в Германии» юный исследователь проанализировал, насколько популярны сегодня в России немецкие товары, и почему им удаётся завоевать доверие потребителя из разных уголков нашей страны. Члены жюри отметили, что работа Захара отличается от работ других участников интересом к маркетинговой составляющей, но похвалили участника за нестандартный подход к выбору темы.

Следующий участник, ученик 6 класса Чановской школы Сергей Дерингер представил на конкурсе работу «60 лет вместе», в которой рассказал об истории своей семьи и судьбах прабабушки и прадедушки. Для написания работы Сергей обратился к архивным фотографиям и документам семьи и узнал у старших родственников, какие тяготы им пришлось пережить в военное и послевоенное время.

Об истории и традициях российских немцев подготовила работу и ученица 7 класса Новосибирской «Университетской» гимназии Александрина Бендюкова, и представила теоретический материал в необычном формате – настольной игре. За основу Александрина взяла принцип игры «крестики-нолики»: количество участников не ограниченно, но главное, чтобы они делились на две команды – «крестики» и «нолики». В девять тематических «зон» участница поместила карточки с вопросами о праздниках, национальной одежде, музыкальных инструментах и кухне российских немцев, которые должна вытянуть команда и дать правильный ответ. В случае правильного ответа команда ставит на тематическую зону крестик или нолик, выстраивает принцип выбора следующей зоны и старается закрыть линию своим символом. Побеждает та команда, которая сразу даёт правильные ответы и стратегически верно определяет ход игры. Участница пояснила, что такая игра служит не только развлечением, но и помогает закрепить знания в области истории и культуры российских немцев и мотивирует игроков к дальнейшему изучению истории.

Подходы к изучению истории этноса участники выбирали разные. Так, яркую работу «Народный национальный костюм» представили ученицы 7 класса Гимназии №1 Карасукского района Анастасия Гидион и Индира Досжанова. Девушки изучили историю создания национальной одежды российских немцев и казахского народа и её востребованность в наши дни, говоря в своем исследовании об особенностях национальных костюмов и проблеме их сохранения.

Шла речь на конкурсе и о колоритных именах. Ученица 8 класса Козловской школы Ксения Петрищева в работе «Немецкие имена» рассказала о значении и происхождении немецких имен, их вариациях в разных языках и принципах передачи в семьях.

Не менее интересную работу представила ученица 8 класса новосибирской Гимназии №17 Александра Скоп. Название работы Александры – «История семьи», и для своего исследования участница не только изучила свою родословную, но и рассказала, как традиции и обычаи укрепляют семьи.

О своих предках подготовила работу и ученица 9 класса Чановской школы Мария Чуприна. В исследовании «Здесь мои корни» Мария рассказала о зарождении семьи и исторических событиях, которые повлияли на жизнь её родных и близких.

Настоящее путешествие в прошлое совершила ученица 10 класса Польяновской школы Екатерина Семенюк. В работе «Немецкие корни российских немцев рядом с нами. История и судьба семьи Бельц» участница рассказала о судьбе российской немки Эрны Давыдовны Бельц. Екатерина не только собрала архивные документы и фотографии семьи, но и побывала в гостях у Эрны Давыдовны, где из первых уст узнала о нелегких событиях, которые пришлось пережить семье, и прикоснулась к уникальным национальным предметам быта прошлых столетий. На примере одной семьи участница показала, как трепетно относятся к своей истории российские немцы и как бережно они хранят всё, что связано с жизнью их мам, пап, бабушек и дедушек.

Рассказывали участники конкурса и об истории нынешних дней. Ученицы 11 класса школы №2 п. Чистоозёрный Дарья Бессмертная и Анна Леоненко представили работу «Вклад российских немцев в историю развития Чистоозёрного района» и показали, как российские немцы – деятели культуры, политики и общественники – меняют жизнь района к лучшему.

Об отражении истории в современности рассказала ученица 10 класса Козловской школы Галина Черкесова. Участница представила работу «Есть улицы немецкие», целью которой стало расширение знаний об истории улиц городов Барабинска и Новосибирска, в названии которых заложены немецкие фамилии.  

Заинтересовал участников конкурса этого года и формат экскурсий. Так, проектную работу «Виртуальная экскурсия: российские немцы от Екатерины II до наших дней» представила ученица 10 класса Лицея №2 Купинского района Ульяна Бучакова. В основу видео-экскурсии легла история российских немцев Западной Сибири, быт народа, его культура и традиции. Стоит отметить, что Ульяна не только подготовила фильм-экскурсию, но и снабдила свою работу активными ссылками на источники и интересные порталы, куда может перейти любой зритель, заинтересовавшийся конкретным историческим фактом. 

Разнообразные темы, уникальные подходы, серьёзные исследования и практико-ориентированные проекты – всё это в полной мере характеризует конкурс «Мои этнические корни», который не теряет своей актуальности и привлекает всё большее количество участников.

«Конкурс проводится уже в шестой раз – я принимаю в нём участие как член жюри четвёртый год – и каждый раз не устаю удивляться качеству представленных материалов. Я знаю, какого труда стоит работать с людьми, какое это большое напряжение сил – говорить с людьми об их прошлом, об их судьбах, и каждый раз я вижу блестящие работы, в которых воплощается человеческая жизнь и человеческая история, и это очень важно и очень трогательно, – говорит доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института археологии и этнографии СО РАН, профессор НГУ, заместитель председателя Новосибирского отделения Русского географического общества Ирина Октябрьская. – Ценно, что каждый раз участники не только открывают что-то новое, но и меняют исследовательскую парадигму в принципе: если раньше мы говорили только о прошлом, то теперь мы начинаем говорить о проектах завтрашнего дня. Очень важно, чтобы ребята понимали значение культуры российских немцев и видели её продолжение в будущем. Прекрасно, что создаются такие работы, которые рассказывают сверстникам ребят о культуре народа и его истории, потому что именно благодаря этому культура остается живой и востребованной».

По результатам конкурса «Мои этнические корни» призовые места в возрастной категории 5-8 классы распределились следующим образом:

  • диплом I степени – Александрина Бендюкова;
  • диплом II степени – Сергей Дерингер и Александра Скоп;
  • диплом III степени  – Захар Елин.  

Возрастная категория 9-11 классы:

  • диплом I степени – Ульяна Бучакова;
  • диплом II степени – Дарья Бессмертная, Анна Леоненко и Екатерина Семенюк;
  • диплом III степени – Галина Черкесова.

Также участники получили дипломы в номинациях «За вклад в краеведение и сохранение этнической памяти» и «Межнациональный диалог»: дипломы I степени в номинации «Межнациональный диалог» получили Анастасия Гидион и Индира Досжанова, а диплом II степени – Мария Чуприна.

В номинации «За вклад в краеведение и сохранение этнической памяти» дипломом I степени была награждена Ксения Петрищева.

Конкурс исследовательских работ «Мои этнические корни» организован Национально-культурной автономией российских немцев Куйбышевского района и состоялся при содействии Новосибирского областного Российско-Немецкого дома и Международного союза немецкой культуры.

Руководитель и идейный вдохновитель конкурса – заведующая Центром немецкой культуры НО РНД Куйбышевского района Лариса Орда.

Сюзанна Закарян