Приглашение к диалогу, поиск новых смыслов и форм и открытость непривычному – всё это о Новосибирском государственном драматическом театре «Старый дом». Здесь не боятся экспериментировать и уважительно относятся к классике, верят в силу идеи и ценят зрительский талант. Как «Старый дом» создаёт проекты, «нащупывает» пульс времени и участвует в престижных фестивалях, газете «Sibirische Zeitung plus» рассказала директор театра Антонида Гореявчева.
– Антонида Александровна, спектакль «Идиот» представлен на одном из самых значимых театральных фестивалей «Золотая маска» сразу в одиннадцати номинациях. Как небольшому новосибирскому театру удалось заявить о себе в таком количестве номинаций?
– Дело в том, что это не первая наша поездка на «Золотую маску» и не первые наши номинации. Путь на фестиваль мы начали давно: мы представляли на «Золотой маске» постановки «Элементарные частицы», «Ручейник», «Я здесь», «Снегурочка», за которую, кстати, в 2017 году получили две «Маски». Думаю, представление спектакля в одиннадцати номинациях говорит о поступательной работе: театр растет, театр развивается, ширится его талант – и это очень для нас значимо. Вообще, одиннадцать номинаций для «Золотой маски» в разделе драматический театр, – это прецедент. Даже генеральный директор фестиваля Мария Ревякина отметила, что выдвижение одного спектакля на такое количество номинаций – это событие. И это, конечно, говорит о том, что мы занимаем свое место на театральной карте России и достойно представляем Новосибирск.
– На фестивале труппу «Старого дома» отметили как одну из лучших в стране. Как лично в вас откликнулись эти слова?
– Конечно, это большая гордость. Я горжусь труппой, я горжусь театром. Пятнадцать лет назад, когда я начала работать в «Старом доме», театр переживал не лучшие свои времена, и многое пришлось начинать с нуля. Прежде всего необходимо было собрать команду единомышленников: ведь один директор, каким бы прекрасным специалистом он ни был, в одиночку такой объем дел не поднимет. Наши сегодняшние успехи – результат многолетней работы всей команды театра. Слаженной и талантливой работы.
– «Старый дом» из спектакля в спектакль удивляет зрителей новым прочтением произведений, новыми формами. Как публика относится к такому театру – театру современному, смелому, в чем-то экспериментальному?
– Хочу почеркнуть, что мы – репертуарный, а не экспериментальный театр. У нас четко выстроена репертуарная политика, и зрители могут найти в афише спектакли самых разных направлений, стилей и жанров. Мы сумели выстроить работу так, чтобы на каждый спектакль шла своя целевая аудитория: та публика, которой будет близок материал, его подача и эстетика. Это серьезная и кропотливая работа pr-менеджеров и службы организации зрителей. Вообще, у нас очень театральный город и весьма насмотренный зритель, и он достаточно хорошо разбирается в искусстве. Я рада, что к нам ходит любознательная, «продвинутая» публика, которая может и понять спектакль, и даже написать на него качественную рецензию. Есть у нас и такая практика – мы ведем в театре зрительский клуб, где собираются совершенно разные по возрасту и профессиям люди, говорят о спектаклях и пишут грамотные, почти профессиональные рецензии. Эти люди – фанаты театра, и я горжусь такими зрителями. Повторюсь, у нас очень театральный город, и «Старый дом» занимает в нём свою нишу.
– Коллеги, кстати, называют коллектив театра бунтарями (в хорошем смысле этого слова). Вы себя бунтарями ощущаете?
– Нет, мы не бунтари. Я бы назвала это так: мы всегда в поиске. Нам интересны разные театральные школы, современный актуальный театр. Да, работать в таком направлении, в ситуации постоянного поиска сложно, но бунтарями я нас не считаю… А вот успешным современным театром – безусловно.
– Но чего только стоит переставить места в зрительном зале и трансформировать сцену…
– Всё это – поиски, путь вперед. Но и от некоторой безысходности это делается тоже – площадка нашей сцены небольшая, а с приходом главного режиссера Андрея Прикотенко, который работает на большие формы, с новым этапом творческого роста артистов коллективу стало мало «классического» места, им понадобилось другое пространство, другие масштабы. Поэтому из спектакля в спектакль мы что-то меняем, удлиняем, расширяем, таким образом получаются абсолютно разные творческие решения. К примеру, постановки «Зулейха открывает глаза», «Социопат», «Идиот» – это совершенно необычные формы сценического пространства и зрительного зала.
– Непохожим на другие стал и фестиваль «ХАОС». Как возникла идея его создания?
– «ХАОС» – это тоже поиск. Когда мы поняли, что достигли немалых результатов, мы задумались о создании своего фестиваля. Перед нами встал вопрос, какой фестиваль будем делать? Ведь у Новосибирска есть прекрасный «Рождественский фестиваль», есть «Ново-Сибирский транзит», и нам нужно было как-то выделиться. Мы решили сделать акцент на том, что нам близко – на актуальном театра. Первый «ХАОС» мы сделали в 2019 году. Представили в программе одиннадцать российских и зарубежных театров, работали на разных театральных сценах города. В дополнение к показам спектаклей мы создали off-программу. Например, у нас появилась арт-резиденция, где режиссеры, художники и драматурги работали с молодыми ребятами, которые в будущем хотят стать постановщиками. Под руководством наставников участники выпустили десять проектов, что позволило им заявить о своем таланте, закрепить уже имеющиеся знания и сделать что-то прекрасное для театра и города. Фестиваль, его спектакли, лекции, творческие встречи охватил порядка шести тысяч зрителей, – и это хорошие показатели. В этом году, в октябре, мы проведем второй «ХАОС», но этот фестиваль сделан совместно с «Золотой маской»: мы решили объединиться, чтобы представить зрителям еще более интересную программу.
– Есть у «Старого дома» еще один интересный проект – «ДИСЦИПЛИНА».
– В прошлом году мы обсуждали планы и поняли, что для театра нам не хватает пьес. Сегодня существует много различных драматургических фестивалей, но нередко на них представлены экспериментальные вещи, а нам бы хотелось привлечь в театр молодого массового зрителя. Так мы решили организовать свой драматургический конкурс, чтобы авторы попробовали написать тексты для нашего театра. Когда мы объявили о старте проекта, к нам пришло 423 заявки со всего мира. Кураторами «ДИСЦИПЛИНЫ» стали известный драматург Александр Молчанов, главный режиссер театра «Старый дом» Андрей Прикотенко, театральный критик, эксперт «Золотой маски» Оксана Ефременко и театровед, критик Антон Хитров. Наша кураторская команда отобрала драматургов, и с марта по октябрь одиннадцать авторов работали над созданием пьес. Позже мы провели читки и определили нескольких фаворитов, чьи пьесы будут поставлены в нашем театре. Приятно, что участниками «ДИСЦИПЛИНЫ» стали два Новосибирца – Алексей Понедельченко и Петр Маняхин – никогда раньше не писавшие пьес, но справившиеся с этим очень успешно. Проектом, кстати, заинтересовались наши коллеги из Москвы, Калининграда и Сахалина. Они выразили желание работать вместе, так что следующую «ДИСЦИПЛИНУ» мы будем делать в творческой коалиции.
– Вообще, новосибирская публика уделяет театральным фестивалям и гастролям российских театров большое внимание. А как в других городах принимают спектакли «Старого дома»? Много приглашений поступает театру?
– Спектакли наши принимают прекрасно. За последние несколько лет мы возили одиннадцать премьерных спектаклей на разные российские и зарубежные фестивали. Даже сейчас, будучи в Москве на фестивале «Золотая маска», мы получили сразу несколько приглашений. В скором времени мы вновь отправимся в столицу, где примем участие в программе «Достоевский и театр», посвященной 200-летию со дня рождения писателя. Затем, в конце мая, покажем спектакль «Идиот» на новой сцене Александрийского театра в рамках Международного театрального фестиваля «Радуга», который проводит Санкт-Петербургский ТЮЗ имени Александра Брянцева. Из Питера отправимся в Псков на Пушкинский театральный фестиваль – покажем там спектакль «Петерс». Вернемся в Новосибирск и уже отсюда поедем с «Идиотом» в Воронеж. Вот такая бурная жизнь.
– И, глядя на профили артистов театра в соцсетях, появляется ощущение, что труппу «Старого дома» ничуть не утомляет такой график, а, наоборот, заряжает и мотивирует.
– Это потому, что труппа у нас очень талантливая. У актёров много энергии, они горят желанием играть, и, к тому же, они очень натренированы. Мы ставим спектакли разных режиссеров, работаем с разными театральными школами, а это – ежедневные тренинги. Ребята играют практически каждый день – утром у них репетиция, а вечером – спектакль. Актёры проникаются этим «тренингом», и для них он становится зарядом энергии и роста. И я не думаю, что кто-то из них мог бы сказать, что он устал или перегорел к поездкам. Нет. Наша труппа действительно очень сильная.
– В одном из давних интервью Андрей Прикотенко, сегодня – главный режиссер «Старого дома», отвечал на вопрос о статусе «свободного художника». Он говорил, что хотел бы «привязаться» к какому-то одному театру, но пока такой возможности нет: «Было бы к чему привязаться – привязался бы. А сейчас нет такой возможности. Понимаете, мне должны сделать предложение, от которого я мог бы отказаться, но не откажусь. А быть «очередным режиссером» при ком-то – это не для меня». Чем театр смог заинтересовать Андрея Михайловича?
– Когда Андрей Михайлович только начал работать в «Старом доме» в должности главного режиссёра, он говорил так: «Я попал в такой театр, который, если взять и перенести его в Питер, будет там лучшим театром». А начиналось всё так: мы пригласили Андрея Михайловича на постановку пьесы «Вишневый сад», и в процессе работы он увидел, насколько сильна актерская труппа, насколько профессиональны цеха. Он понял, что все в коллективе работают на результат, и людей, которые бы говорили, что достичь каких-то результатов нам будет невозможно, у нас нет. Мы знаем, что возможно всё. И Андрей Михайлович это заметил.
– Чем будете удивлять зрителей в скором времени?
– Зрителей ждёт прекрасная премьера – спектакль «Танцующая в темноте», который выходит 7 мая. Готовят его режиссёр Елизавета Бондарь и композитор Николай Попов. Хочу отметить, что спектакль будет совершенно не похож на одноимённый фильм, но ничуть не уступит ему по силе эмоционального воздействия. Следующей премьерой будет «Анна Каренина» Андрея Прикотенко, работу над которой мы начинаем в мае. И, конечно, осенью всех нас ждёт новый «ХАОС».
Сюзанна Закарян