Уникальный дневник наблюдений качества образования «Mein Tagebuch», созданный командой молодежного клуба НО РНД «JugendVitamin», победил в конкурсе проектов Немецкого молодежного объединения 2020 года. И теперь им могут пользоваться все желающие.
Дневник под названием «Mein Tagebuch» – это универсальное пособие в помощь обучающимся и педагогам. Идея возникла спонтанно, перед очередной этнокультурной встречей со школьниками. Активисты молодёжного клуба «JugendVitamin» решили создать свой дневник, который подойдет всем и под любой вид этнокультурной деятельности с изучением немецкого языка.
«Мы создали макет пособия для отслеживания качества языкового обучения и повышения мотивации к обучению. Это пособие разработано в электронном виде и предлагается в нескольких вариантах: для печати в типографии и самостоятельной распечатки брошюры», – так написано в описании проекта «Mein Tagebuch».
На вид это яркий журнал полностью на немецком языке. Здесь много пространства для своих записей, есть рисунки, которые можно раскрасить. По словам руководителя проекта «Mein Tagebuch» Анастасии Глущенко, дневник построен таким образом, что, просмотрев заполненные страницы, можно понять и оценить успехи человека в изучении немецкого языка, увидеть его настроение и даже проследить его психологическое состояние.
В дневнике предусмотрено несколько разделов. Каждый пользователь подписывает свой дневник, описывает свои ожидания от курса или встречи, а затем отслеживает результаты. По задумке создателей пособия, пользователи оценивают свое настроение по шкале и делают заметки на станицах.
Референт Института этнокультурного образования BiZ Наталья Козлова совместно с руководителем молодежного клуба НО РНД «JugendVitamin» Викторией Вагнер продумали языковой материал.
В дневнике есть страницы, где можно написать небольшой рассказ, например, «самый классный день» или записать «5 полезных немецких слов».
Создатели продумали блок по идентичности. «Мы разработали ключевые фразы, по которым можно определить свою национальную принадлежность. Ребятам предлагаем самим продолжить неоконченные словосочетания. Например, «я горжусь такими известными немцами, как…», «блюда российских немцев – это…» и так далее», – рассказывает Виктория Вагнер.
Каждый может оценить свой уровень полученных знаний за время обучения и провести рефлексию. На страницах дневника есть специальные формы, куда предлагается написать то, что ранее обучающийся не знал.
Пользователи дневника знакомятся с историей российских немцев. Референт Института этнокультурного образования-BiZ Наталья Козлова разработала нетривиальную подачу материала. Так, на страницах для записей есть дефиниции, которые отображают важные моменты из истории. Например, кто такие российские немцы, что такое «Вызывной манифест» или «Немецкая слобода». Чтобы закрепить знания, Наталья Козлова разработала игру – сопоставить даты и события, соединив их вместе.
В пособии есть специальный раздел в виде собственного словаря. В него ребята записывают новые слова, а также изучают предложенные авторами слова из области социальных сетей, например, «постить», «лайкать» и так далее, из разговорного молодежного сленга – «классно!» или «потрясно!».
На одной из страниц пособия размещен специальный QR-код, отсканировав который можно перейти на сайт Немецкого молодежного объединения с контактами молодежных клубов российских немцев по всей стране.
Чтобы привлечь внимание и заинтересовать пользователей заполнять дневник в удовольствие, Виктория Безверхова и Анастасия Глущенко продумали особое оформление пособия: «Здесь есть интересные иллюстрации, которые притягивают внимание, чтобы их раскрасили. Оформление сделано на основе арт-терапии, способной вызывать повышенный интерес к заполнению дневника. Принцип такой: не хочешь писать – рисуй, постепенно и писать захочется, привычка в любом случае выработается. Я вдохновлялась журналами «Уничтожь меня», творческими дневниками для заполнения и художественной медитации, антистресс-раскрасками».
«Использование пособия в течение языковой встречи или учебного времени в клубе повышает эффективность обучения, помогает в систематизации знаний, позволяет провести рефлексию и отследить качественные показания изучения языка», – об этом говорится в описательной части проекта «Mein Tagebuch».
Команда создателей дневника разработала его таким образом, чтобы он максимально подходил всем. Им могут воспользоваться школьники, студенты, педагоги – все, кто изучает и преподает немецкий язык. Возможно, дневник будет интересен тем, кто изучает иностранный язык самостоятельно. Такой подход позволит провести рефлексию и оценить свой уровень знаний. Это отличный помощник преподавателю: с помощью пособия они могут наглядно оценить уровень заинтересованности в изучении немецкого языка.
Такой формат отслеживания, по мнению разработчиков, должен еще больше мотивировать изучать немецкий язык. Кстати, есть специальные страницы, которые помогают понять и оценить свои успехи самостоятельно. Например, во фразе «я всем доволен/довольна и у меня все получилось» нужно перечислить все, что удалось сделать. В другом словосочетании подумать и прописать то, что не очень хорошо получалось. Это позволит пользователю увидеть слабые стороны и уделить им особое внимание.
Команда называет свой проект экологичным. «Пособие разработано в электронном виде неслучайно. В современном мире пока еще бездумно, а часто и бесполезно, используется очень неэкологичный в производстве продукт – бумага. Многие молодежные организации, в том числе НМО, начали сокращение использования бумаги и печатных материалов в своих проектах, наша команда присоединяется к этой тенденции», – пояснила Анастасия Глущенко.
Получить пособие просто: нужно написать на электронную почту команде проекта artnso@nornd.ru и вам отправят ссылку на скачивание макета в трех вариантах: для печати в типографии, для самостоятельной печати брошюры и постраничной печати. Также в файле содержатся текстовая инструкция и видео о пособии. Специалисты ответят на вопросы по использованию дневника и поделятся рекомендациями.
Пресс-служба НО РНД