Совсем недавно Школе вожатского мастерства «Попутный ветер» («Günstiger Wind») Российско-Немецкого Дома исполнился год. Ее создатель и идейный вдохновитель – Олеся Петкау. Она очень активная и буквально заряжает ребят на развитие. А еще у нее есть мечта – создать круглогодичный лагерь. Мы надеемся, что она обязательно сбудется. В интервью газете «Sibirische Zeitung plus» Олеся Петкау рассказала о деятельности школы и планах её развития, о сложностях в работе вожатых и стереотипах, связанных с этой профессией.
– Как появилось название школы?
– Название придумали совместно с ребятами. Их натолкнули на это мои заметки на полях. Как у многих студентов, у меня есть привычка рисовать символы – самолетики-эмодзи, сердечки. Вот и решили, что будет самолетик.
– Как построены занятия для будущих вожатых?
– Изначально я отталкивалась от того, что здесь не должны быть скучные лекции. Я проходила много школ вожатых, и обычно было желание, чтобы всё побыстрее закончилось, и мы пошли бы уже работать в лагерь вожатыми. Здесь, у нас, мне бы хотелось, чтобы ребята хотели приходить на занятия, поэтому лекции проходят в необычном формате. И у нас очень много практики.
Встречи в Школе вожатского мастерства проходят еженедельно по субботам с 16:00 до 18:00 в Немецкой школе культуры НО РНД. У нас три блока для занятий – «ребенок», «взаимодействие» и «творчество».
В блоке «ребенок» мы знакомимся друг с другом, а затем рисуем портрет вожатого. У меня уже накопилось несколько десятков листов формата А4 с изображениями вожатого.
Мы говорим о возрастных особенностях детей, о том, что можно и нужно говорить ребенку, а что нет, какие есть игры. Обсуждаем тему лидерства, то, как работать в группе, что такое временный детский коллектив и единые педагогические требования. Например, бывают случаи, что напарники-вожатые расходятся в требованиях: один разрешает не спать во время сон-часа, а другой, наоборот. Такого не должно быть – это и есть единые педагогические требования.
Блок «взаимодействие» построен на том, как общаться с родителями детей. Это очень важно, потому что каждый взрослый доверяет тебе своего ребенка, а это самое ценное, что есть у него в жизни. И от того, как ты будешь себя вести с родителями, зависит очень многое, даже состояние ребенка на смене.
Сюда же входит взаимодействие с администрацией: от горничной до директора лагеря. Обязательно происходит взаимодействие с напарником – про конфликты, про то, как строить отношения и как выходить из конфликта. Например, если мы разбираем конфликты, то разбиваемся по парам и начинаем разыгрывать какой-нибудь конфликт по сценкам, а затем ищем методы выхода из него. Здесь не просто слушают педагога, а взаимодействуют друг с другом.
В блоке «творчество» мы говорим о номерах для мероприятий: как написать квест, программу, как сделать постановку и т.д. Мы обязательно говорим о творчестве в жизни вожатого. Каждый день нужно создавать что-то новое, а смена длится 21 день. Как креативить и не повторяться? Нужно сделать так, чтобы ребенок не выпал из 21-го дня и не захотел уезжать домой. Для этого мы создаем тематические мероприятия и проводим игры.
– Кто может попасть в вашу Школу вожатского мастерства?
– Все ребята от 14 лет.
– Что дает обучение в ней?
– После обучения они получают сертификат о прохождении Школы вожатского мастерства и могут поехать к нам на смену или выбрать любой другой лагерь.
– Много ли желающих попасть в школу и есть ли какой-то отбор?
– Приходит много желающих, но в процессе занятий они понимают, что это не только игра, но и большая ответственность. В прошлом году к нам пришел очень сосредоточенный и ответственный мальчик. Я планировала его взять на смену. Позже выяснилось, что он боится ответственности и это не его сфера. Но он не ушел, он продолжает работать с нами: делает нам видеоролики, фотографии, промо.
У нас в коллективе дружеские отношения. Да, я лидер. Но ко мне всегда могут подойти и сказать: «Олесь, я написала сочинение на 5». Я их поддерживаю и радуюсь их успехам. Это помогает в дальнейшем, потому что ребятам комфортнее общаться со мной, когда мы на одном уровне, а не так, что я взрослая тетя, которая их чему-то учит.
– Сколько времени нужно учиться, чтобы стать вожатым и получить долгожданный сертификат?
– В прошлом году курс был рассчитан на четыре месяца, но мы не успели раскрыть всю полноту этой сферы. В этом году решили, что курс будет длиться полгода.
Есть темы, которые обычно не затрагивают, но лучше о них поговорить, даже если речь идет о банальных, казалось бы, вещах.
– Получили сертификаты. Пошли вожатыми в лагерь. Есть ли какая-то обратная связь?
– Был страх у выпускников в плане разницы в возрасте – собственного и участников лагеря. Разница была небольшой – два года. На самом деле, эта небольшая разница сыграла немаловажную роль, потому что ребята смогли быстро довериться вожатым и быстро уравновесить конфликты, если они случались.
Конечно, они говорили, что это тяжело, что нужно было делать, чтобы все ребята были вовлечены в процесс и никто не потерялся и не заскучал. Нужно, чтобы все сразу поиграли, а потом пошли на мероприятие. Это сложно! И не было ни одного, кто бы сделал руки крестиком и сказал: «Нет, я никуда не пойду».
Была у меня воспитанница, она была в поисках идей, но не была до конца уверена, что её идеи хороши. На смене ей ребята предлагали сделать творческий номер, и после их блестящего выступления она начала им предлагать очень клевые номера, и они были готовы это делать. На самом деле, это очень хорошая платформа для самореализации. Например, хочешь стать режиссёром – пожалуйста. Здесь 25 детей, с которыми ты можешь делать различные постановки и петь песни. По сути, можно предложить все, что хочется, и реализовать совместно.
– Какие еще полезности для жизни дает Школа вожатского мастерства?
– Пока ты проходишь школу, узнаешь некоторые моменты из своего детства. Например, часто взрослые говорят: «Что ты выдумываешь?», а это часто закрывает ребенка в его творческом плане. Здесь, в школе, ты раскрываешь себя, а затем начинаешь понимать других. Это такой социальный апгрейд – ты больше узнаешь о людях и начинаешь в них разбираться в психологическом плане. Это поможет в будущем, уже в качестве родителя. У ребят есть представление, что такое ребенок, как с ним вести себя, какие у него возрастные особенности, как он развивается и что ему нужно.
Это еще и хороший опыт знакомства. У меня есть пример, как одна девочка хорошо играла на гитаре и научила другую, и теперь они вместе играют и поют у нас на занятиях. Знакомясь с новыми людьми, ты узнаешь что-то новое и развиваешься.
– Интересно, а как выглядит хороший вожатый?
– Вожатый всегда открыт в работе с ребенком. Если ты открыт, то и ребенок будет готов к общению, новым знакомствам и знаниям. Должна быть искорка в глазах. Вожатый должен быть еще и целеустремлённым.
В нашей школе нет отбора и оценок, но, тем не менее, нужно приходить сюда раз в неделю по субботам. Если будет лень приходить, то ты не станешь вожатым.
А еще вожатый доброжелательный, с желанием развиваться. К сожалению, вожатые часто перегорают от работы – они пишут проекты и кажутся одинаковыми. А здесь ты будешь развиваться и пойдешь, например, на интеллектуальные игры и почерпнешь оттуда опыт. Важно развиваться, узнавать что-то новое, чтобы дать это детям.
– Вожатый – это, как правило, лидер. Не тесно ли лидерам находиться в одной школе?
— Всегда между лидерами идет соперничество – иногда открытое, иногда скрытое. И когда у нас идет разбор по возрастной психологии, я как бы им намекаю: присмотритесь к этой ситуации, не ведите себя так, посмотрите, как вы выглядите в такой ситуации (подмигивает и улыбается – прим. авт.). Конечно, они понимают, о чём речь. Я для каждого распределяю зоны ответственности. Таким образом, у нас нет конфликта и все вместе делают единое общее дело, не мешая и не конфликтуя, при этом оставаясь лидером.
– Важно ли быть творческим, чтобы стать вожатым?
– На самом деле все люди творческие. Это заблуждение, что такие не все. В течение жизни человеку ставят некую коробку стереотипов и шаблонов. Творчество – это когда ты в нее можешь заглянуть. Вот в детстве ты рисуешь слона с крыльями, потому что тебе еще не установили жесткую рамку, что слонов с крыльями не бывает.
Все вожатые немного дети. Просто это дети, которые несут ответственность за других детей.
– Существуют ли какие-то стереотипы о вожатых?
– У ребят есть такое. Они говорят, что вожатый – это аниматор. Ты только играешь с детьми, улыбаешься и веселишься – вот и вся работа. Но когда они погружаются в тему и видят это с другой стороны, то начинают понимать, что здесь нужна и психологическая поддержка. Со временем они узнают, что вожатый – это не только аниматор, но и мама, папа, бабушка, дедушка, друг, психолог… И они начинают глубже смотреть в профессию вожатого, нежели до прохождения школы.
– А бывает такое, что есть желание стать вожатым, но терзают сомнения: а справлюсь ли?
– Должна быть гуманность. Должно быть желание дать то, чем ты обладаешь. Важно не просто интересно провести время с ребенком, а еще чему-то его научить. Например, ты умеешь фотографировать: покажи ему, как нужно держать камеру. Пусть это будет не мастер-класс, но ты даешь ему что-то полезное.
– Есть ли среди активистов школы те, кому нравится ходить на занятия, но они не идут вожатыми в лагерь?
– Да, есть. Они говорят, что еще не готовы и хотят походить на занятия еще годик. Все равно страшно идти на смену. В процессе занятий ребята понимают, что это не просто играть и веселиться, а это еще и ответственность. И некоторые не готовы на себя ее брать. У тебя 25 человек и нужно, чтобы каждый был накормлен, пребывал в хорошем расположении духа, не поранился, и т.д. А это большая ответственность. Я ребят понимаю.
Тут все индивидуально. Это как прыжок с парашютом. Вроде бы ничего сложного: будет рядом инструктор и теоретические знания уже дали, но когда ты стоишь «перед летом» и пора выпрыгивать «в лето», то тут ты понимаешь, что нет, не могу.
– Уже есть один выпуск вожатых. Что сделали за первый год жизни школы? Успехи? Кто эти ребята сейчас?
– Было, конечно, тяжело с набором. Сначала я обратилась в свою школу, где ранее училась, и рассказала об идее создания своей Школы вожатского мастерства. Пришли около 20 человек. К концу курса осталось всего 12 человек, и это хороший процент! На смену в лагерь поехали шесть человек. И эти девочки за год очень выросли – это уже взрослые люди. Они получили колоссальный опыт за этот год.
За прошедший год у нас был один поход в детский дом с игровой программой. Мы провели ребятам квест и сплели браслеты дружбы. У всех были смешанные чувства, потому что многие впервые побывали в детдоме, и после визита у многих были слезы, хотя до этого мы настраивались. Я говорила, что не все воспитатели добрые, чуткие и нежные. Говорила, что нельзя показывать негативные эмоции и проявлять жалость по отношению к ребятам. Кроме слез была и радость, а самое приятное, что они попросили нас прийти туда еще раз.
Летом у нас была программа «Лагерь на один день». Это когда ребята из школ приходили к нам в Немецкую школу культуры НО РНД, где мы провели для них досуговую программу – мастер-классы, квест и игры. Это был такой «пробо-лагерь» для наших ребят.
– Есть ли обратная связь с родителями будущих вожатых?
– Да, они могут позвонить и спросить, правда ли их ребенок поедет, например, на турнир по простынболу в Академгородок. Бывает такое, что ребятам нужно отпроситься с уроков и учителя не знают о существовании нашей школы.
В планах – провести мероприятие для родителей и учителей, где мы расскажем о деятельности школы и что у нас всё здорово и есть будущее!
– Как сама попала в сферу вожатского мастерства?
– Наверное, все пошло из детства. Летом я ездила к бабушке в деревню, где была большая команда ребят. Я была лидером, придумывала различные игры, предлагала куда-нибудь сходить и все были «за». Тогда мне захотелось стать вожатой. Я себя проявила еще в пришкольном лагере. После четвертого класса отучилась в Школе вожатского мастерства и взяла под свое руководство ребят из младших классов. И так покатилось дальше – ездила в различные лагеря в летний сезон. Со временем начала фильтровать, что нравится, а что нет, где хорошая система, а где не очень отлажена. Везде своя система: кто-то гонится за деньгами и не обращает внимание на условия для детей, где-то работает только узкий круг людей среди родственников и знакомых, а где-то большая текучка вожатых. И когда ребенок приезжает на следующую смену, а его вожатого нет, он разочаровывается и не хочет туда больше приезжать, потому что он очень ждал этой встречи с полюбившимся вожатым. Тогда у меня родилась идея создать свой вожатский отряд.
– Это твоя мечта? Она сбылась?
– Да. Я считаю, что после себя нужно что-то оставить на память. Хочется, чтобы тебя люди вспоминали и говорили спасибо. У меня есть мечта – сделать круглогодичный лагерь с уклоном в межнациональные отношения, этнокультурную деятельность. Сначала была идея, чтобы участники были только российские немцы, но потом поняла, что нужно смотреть шире. Хочется, чтобы ребята узнавали о своих семьях, предках. Хочется, чтобы это был лагерь со своим зданием, может, даже корпусами.
Я думаю, наша школа – это маленький толчок на пути к большой мечте. Сейчас я набираю ребят до 18 лет. В следующем году планируем брать с 18 лет, потому что работать официально с детьми можно совершеннолетним, имея сертификат, а до 18 лет ребята могут быть только помощниками вожатого.
– Какие планы дальнейшей работы школы?
– На этот год побольше планов. Хочется зарегистрироваться как НКО (некоммерческая организация), чтобы участвовать в грантах и готовить различные мероприятия и, наконец, реализовывать мечту, прийти к цели. В планах – вернуться в тот детский дом и взять наставничество.
И у нас есть проект «Лагерь едет к вам» – это инициатива ребят. Активисты школы вожатых едут к детям в онкодиспансер и проводят там какое-то мероприятие, например, квест. Детям важны не подарки, а внимание, потому что взрослым часто на это не хватает времени. Внимание есть, но как к больному ребенку, а хочется отойти от этого и повеселиться.
Планируем участвовать в конкурсах вожатских отрядов и лично для вожатых. Мне бы хотелось, чтобы у ребят было стремление становиться лучше, развиваться в этой деятельности. Существует много конкурсов. Накануне интервью я подала заявку на «Золотой стриж».
Ребята понимают, что у нас еще неполноценный вожатский отряд, а такой маленький зародыш, который только-только начинает развиваться. И они хотят здесь быть, быть у истоков зарождения чего-то большого.
Сейчас в нашей команде 33 человека. И мы планируем расти и развиваться!
Беседовала Оксана ЧУБ