Автотуристы из Германии, Швейцарии и Австрии, гостившие в Новосибирском областном Российско-Немецком Доме, 20 июня отправились в экскурсию по столице Сибири. Ключевые точки маршрута: вокзал Новосибирск-Главный, Новосибирский театр оперы и балета, музей железнодорожной техники. Наши корреспонденты поехали с ними и запечатлели самые важные моменты.

В 9 утра туристический автобус, заполненный гостями солидного возраста из Европы, медленно выезжает с территории Российско-Немецкого Дома.

— Мы поехали сюда, потому что у нас годы такие: либо сейчас, либо никогда, — объясняет жительница Германии фрау Сюзанна.

Автобус, еле входя в повороты, ползет по Ядринцевской улице. За окном видятся знакомые дома, а иностранцы с вниманием вслушиваются в рассказ экскурсовода. Вот справа всплывает отель «Марриотт», выполненный в стиле модерна, а слева театр оперы и балета – построенный в стиле неоклассицизма.

—По Новосибирску видно, что он молод — большинство зданий советского и постсоветского периода, все они построены из бетона, — подмечает гость из Германии Рохус Тэнэз, — то есть почти нет деревянных зданий. К тому же видна резкая разница между стилистиками построек.

Несмотря на непосредственную близость к визитной карточке столицы Сибири, мы все же сначала направляемся на «Главный».

На вокзале туристов кратко посвящают в историю этого места, и мы направляемся на мост над перроном, чтобы загадать желание под проезжающим поездом. Пока ждем поезд, иностранцы фотографируют железные пути, здание вокзала, активно обсуждают экономическую сторону Новосибирска.   

— Знаете, я немного удивлен, — неожиданно начал Ульрих Мюльберг, гость из Германии, — поезда на вокзале довольно современные, если смотреть снаружи – то прямо как в Европе.

Да? А как вам само здание вокзала, — подхватил я.

— А вот вокзал, если так же судить наружность, достаточно типовой, очень похож на немецкий. 

— А чего ж вы желание не загадываете как все?

— Да что вы, — добродушно смеясь ответил Ульрих, — я в это не верю. Мне бы на убранство внутри вокзала посмотреть.

— А сейчас мы отправимся в сам вокзал! — вовремя объявила экскурсовод.

Высокие потолки под 4 метра, люстры из горного хрусталя, колоннады, гранит и мрамор, отполированные до блеска, одним словом  — сталинский неоклассицизм.

— В Европе чего-то подобного нет, даже в Берлине не так чисто, — удивляется житель Германии Хайнц Шюбелин, — и архитектура интересная, напоминает Франкфуртскую аллею в Берлине.

Нынешнее название Франкфуртской аллеи — Карл-Маркс-аллея, ранее носившая название «Аллея Сталина». Архитектура выполнена в сталинском неоклассицизме.

Стоило только на пару секунд отвлечься, как все туристы разбрелись по вокзалу.

Подходит обозначенное время встречи, и я вижу, как наша группа быстро собирается и направляется к автобусу. В путь – на площадь Ленина. 

Европейцы слушают экскурсоводов и фотографируют товарища Ленина, который смотрит вдаль. А я все думаю, с кем поговорить, и тут вижу человека лет сорока, у которого в глазах читается желание поделиться мыслями:

— Красиво у вас центр устроен: площадь Ленина, оперный театр: его колоны, огромный купол, — делится Рохус Тэнэз, житель Германии, после небольшого введения в историю.Хочу сказать, что Новосибирск, как и другие города-миллионники, которые мы посещали, – очень чистый.

— Да? — удивленно отвечаю, — а как же малые города, там так же, по вашему мнению?

— Мы, конечно, встречали в мелких городах грунтовые дороги, видели, как их размывает от дождя, но это не критично, как по мне. В той же Италии, когда мы там путешествовали, создавалось другое впечатление – там гораздо больше мусора. По поводу малых и больших городов вот еще что приметил: прямо заметно как весь капитал, богатство, сосредоточенно именно в городах-миллионниках.

— А как вам советская архитектура? Красивая? 

— Я не берусь оценивать – ваша архитектура красивее или наша. Они по-своему прекрасны. Мы воспринимаем Россию как очень чистую и гостеприимную страну с высоким уровнем культуры. Я хочу, чтобы культурный обмен между Германией и Россией был больше, чтобы он разрастался, потому что сейчас европейская культура, в том числе и Германия, черпает вдохновение из уличной, современной американской культуры, хотя под боком есть восток и Россия, у вас тоже есть чем вдохновиться

А чуть позже, возле оперного, я вижу разговор экскурсовода и фрау Сюзанны. Незаметно подхожу сбоку и подслушиваю:

— …побывали мы в России, говорили с людьми, и я поняла, что нужно уважать менталитет любого народа. Знаете, в Германии про русских совсем другое рассказывают, нежели как есть на самом деле…

Железнодорожный музей… Наши гости снова разбредаются кто куда, и порой только и слышу от некоторых вопросительные возгласы: «…это что, они в эту цистерну заливали расплавленный чугун и везли его в таком состоянии по железной дороге?», «…да, интересная снегоуборочная техника с барабанным принципом уборки, а куда же тогда снег загружался?».

Возле гусеничной вахтовой машины-транспортера (ГПЛ-520) вижу, как швейцарка Хэди Фойси общается с экскурсоводом: 

— В Швейцарии есть похожие, — говорит Хэди, указывая на ГПЛ-520, — но у вас они более подготовлены к зиме. У нас на таких ездят по горам, в Швейцарии их полно, например, самые известные – Альпы. А вот эти машины, — Хэди указывает на коллекцию «Москвичей» и одинокий РАФик, – они больно душевны. У нас в Швейцарии старые машины утилизируют, и их нигде не увидишь, а у вас иногда их и на улице можно встретить.

Время. Группа уезжает обратно в импровизированный лагерь во дворе Российско-Немецкого Дома. А завтра в другой город.

Александр Корепанов

Фото: Оксана Чуб