В Новосибирске реализован проект по созданию школы гидов-волонтёров «Колорит», направленный на развитие программы в сфере добровольчества «Волонтёры культуры». Своеобразным выпускным экзаменом для слушателей школы стал этнокультурный квест «В Новосибирске сошлись все дороги!», который прошел 4 ноября в знаковых местах столицы Сибири. Об идее создания «Колорита» и результатах, полученных командой на финише проекта, рассказала его руководитель Светлана Примакова.

– Светлана Геннадьевна, реализация проекта заняла три месяца, а как долго вы его вынашивали? Какая идея легла в основу?

– Идея создания проекта сплеталась из опыта прошлых реализованных событий. Можно сказать, что шла она издалека и формировалась благодаря опыту работы. Со сферой волонтёрства я связана очень давно – я участник, организатор и победитель различных конкурсов и мероприятий в сфере добровольчества и не понаслышке знаю, что волонтёром быть почётно. В разных сферах деятельности волонтёрство представляет собой большое количество работы, а если рассматривать именно область культуры, то здесь волонтёром должен быть человек, который знает историю и культурное наследие своего города. Также, в прошлом году мы проводили лагерь-форум «Сибирь-интернациональ», где собрали ребят разных национальностей, проживающих в Новосибирской области. Общаясь с ними, мы понимали, что не все знают национальные обычаи, традиции и культуру народов Сибири, и что у каждого этноса в Новосибирске и области есть место, связанное с какими-то сокровенными событиями. И об этом хочется говорить. Когда появилась возможность создать проект, который сформирует объединение гидов-волонтёров, готовых провести экскурсионные маршруты с национальным колоритом и рассказать о многонациональном разнообразии города, проект, который сможет объединить в себе несколько целей – мы его сделали.



Какие именно цели объединил проект?

– Проект нацелен на развитие в Новосибирскенаправления сферы добровольчества «Волонтёры культуры», обучениевзаимодействию с людьми с ограниченными возможностями здоровья, изучение истории, культуры, архитектуры родного города и края и формированиекомпетенций межнациональных отношений. Дело в том, что Новосибирск – это город дружбы, как и наша страна он – многонациональный, и культуру его народов знать необходимо. Каждая национальность вносила и вносит в развитие города определенный вклад, но его жители не замечают архитектурные объекты, которые в разное время создавались разными народами. Суть проекта заключалась в том, чтобы собрать добровольцев, которые смогут изучить историю нашего города и донести её до горожан и гостей Новосибирска. Но важно было не просто собрать добровольцев и научить их проводить экскурсии, а создать школу гидов-волонтёров, где ребята изучат специфику деятельности волонтёра культуры. Для Новосибирска развитие этого направления очень ценно, так как через познание его богатой культурной составляющей и её представление жителям и гостям города открывается больше возможностей для межэтнического взаимодействия и сотрудничества.



Вы отметили, что одной из целей проекта было обучение волонтёров работе с людьми с ограниченными возможностями здоровья. Значит, если бы человека с ОВЗ заинтересовал квест, он смог бы принять участие в экскурсии?

– Конечно. Так как сегодня уделяется большое внимание созданию в городе доступной среды для людей с ограниченными возможностями здоровья, гиды-волонтёры школы изучали механизмы общения и с такими группами людей тоже. Ребята прошли блок обучения по сопровождению людей с ОВЗ на экскурсии и получили базовые знания о взаимодействии с ними.



Почему был выбран не формат привычной многим экскурсии, а формат квеста?

– Потому что у такого формата есть одна важная черта – человек, участник, должен сам разгадать какой-то ребус, найти информацию, решить задание. А гид-волонтёр, который будет находиться на точке, куда после решения заданий придут участники, дополнит и разъяснит полученные знания. Таким образом, во время обычной экскурсии человек просто получает готовую информацию, а в процессе квеста происходит более глубокое погружение в материал, который фиксируется в памяти.



По каким критериям происходил отбор волонтёров?

– Главным критерием было желание. Мы учитывали ответ ребят на вопрос: «Почему я хочу поучаствовать в этом проекте?». Задавался вопрос и об опыте взаимодействия с группами людей, но не было такого, что если у человека опыта нет, то мы отказываем ему в участии. Мы продумали программу так, что и с опытом, и без него человек мог принять участие в проекте. Самое главное – это, конечно, желание. В эссе-ответе на вопрос многие ребята писали, что хотят стать гидами-волонтёрами, потому что они у них есть большое желание погрузиться в историю Новосибирска, принести пользу городу, поделиться своим добром и знаниями с другими.



Какое было количество волонтёров и участников?

– Участников было более 150 человек, волонтёров – 30. Но желающих стать частью команды было больше. Когда мы уже начали работу, много ребят писали, что хотели бы к нам присоединиться. Мы могли бы не ограничиваться тридцатью людьми, но программа изначально предполагала именно такое количество людей, потому что не все спикеры могут работать на крупную аудиторию. Да, какая-то часть программы у нас проходила в онлайн формате, и в этом случае работать большому количеству людей было бы удобно, но, когда ты взаимодействуешь с людьми в офлайн, нужно, чтобы каждый получал ответы на вопросы, получал отклик, чтобы был эффект. Поэтому, если бы команда была больше, чем из 30 человек, работать было бы гораздо сложнее.



Как о квесте отзывались его участники после прохождения маршрута?

– Участники были очень довольны, несмотря даже на погодные условия, сложившиеся в день квеста. В Сибири в ноябре погоды не предскажешь и, как мы поняли на будущее, маршрут нужно проходить в тёплое время года, летом. Мы будем продолжать работу над проектом, как бы ни сложились события, и все эти моменты учтём. Но участники, повторюсь, остались довольны. На некоторых точках квеста мы показывали исторические фотокарточки, вырезки из архивных газет, и участники настолько вовлекались в процесс, захватывались рассказами гидов, что каждый хотел взять какую-то фотографию старинного объекта, газету или вырезку из неё на память. Было приятно и то, что участники поделились с нами желанием не просто проходить маршруты снова, а быть частью команды – так их заинтересовал этот проект.



В чем заключались основные сложности реализации проекта и как вы их преодолевали?

– Было волнительно думать о том, как мы соберём народ и сможем организовать команду из ребят, пришедших из совершенно разных сфер деятельности. К тому же, команда волонтеров была разновозрастная – от 16 до 35 лет. А с разновозрастной категорией людей работать непросто, мы учитывали многие моменты: чтобы интересно было каждому волонтёру и комфортно каждому спикеру. Переживали мы и за дистанционный формат лекций – всё-таки одно дело общаться вживую, а другое – через экран. Волнительно было думать и о том, как всё получится реализовать по итогу. В голове ты рисуешь себе одну картинку, но в то же время понимаешь, что все люди разные, и всего предугадать невозможно. Период пандемии тоже «корректировал» процесс работы, но каждый волонтёр, каждый спикер вносил свой вклад в реализацию проекта, какими бы ни были обстоятельства. У нас всё получилось слаженно: и команда смогла найти общий язык, и мероприятие получилось реализовать. Со всеми трудностями мы справлялись вместе, и достигнутый результат – это результат деятельности всей команды.



Результатом работы школы гидов-волонтёров стала разработка индивидуальных экскурсионных маршрутов-квестов. Значит, каждый волонтёр создавал уникальную экскурсию и вносил в неё что-то авторское?

– Изначально мы создали карту, отметив на ней знаковые места города. Удивительно, но скопление достопримечательностей, связанных с национальным колоритом Новосибирска, отобразилось на карте рисунком в виде сердца – «этносердца Сибири». Так, каждый волонтёр выбирал себе ту достопримечательность, которая ему интересна, о которой он хочет узнать больше и о которой ему хотелось бы рассказать другим. Волонтёры должны были изучить выбранное место от момента строительства до нынешних дней и разработать задание, решение которого даст команде участников движение к другой точке. Каждый выбирал исторический объект и разрабатывал задания к маршруту сам, но всегда мог обратиться ко взрослому наставнику и другим волонтёрам за консультацией и поддержкой. Понятно, что за один небольшой квест невозможно охватить все достопримечательности, и, поэтому, очень хочется, чтобы проект не завершался. В Новосибирске много мест, говорящих о национальном колорите города, но часто они «спрятаны» под какими-то зданиями и лишь небольшая их часть, оставшаяся «на виду», напоминает об историческом становлении города. Хочется сделать из Новосибирска туристический город, потому что здесь есть на что посмотреть гостям, есть объекты, которые можно посещать массово и с пользой.



– Где гиды-волонтёры смогут применить опыт, полученный в проекте?

– У ребят сложилось понимание деятельности волонтёра. И если будет организовано какое-то мероприятие, где будут необходимы волонтёры, и ребята подадут заявку, они станут участниками. Их работа в проекте – это возможность получить разноплановый, комплексный опыт. В Новосибирске проходит большое количество конкурсов и фестивалей, как спортивных, так и культурных, и каждый из ребят может стать на нём сопровождающим, побыть гидом и рассказать о городе гостям. Но одно ясно точно – каждый из ребят применит полученный опыт с пользой. Выберет то самое необходимое, «своё», и проявит себя.



Какое будущее хотелось бы обеспечить проекту?

– Конечно, хочется поддержки вышестоящих органов, потому что проект интересный и нужный городу. Может быть, сделать школу гидов-волонтёров «Колорит» отдельной структурой, куда могли бы приходить желающие и обучаться созданию экскурсионных маршрутов. А может, применить этот опыт в работе на будущих больших спортивных мероприятиях. Нельзя, чтобы проект завершился, остановился на достигнутом. Важно дать ему дальнейшее развитие – чтобы приходили волонтёры, чтобы были участники, ведь у Новосибирска много гостей, и он нуждается в своём представлении. Опыт реализованного квеста показал – многие коренные и приезжие жители города, наши волонтёры и участники, были уверены, что в сравнительно молодом Новосибирске нет ничего особенного. Но, по итогу работы, после большой экскурсии, они начали смотреть на Новосибирск совершенно другими глазами.



*  *  *

Для справки: инициатором победившего в конкурсе грантов Российского фонда культуры проекта «Новосибирская школа гидов-волонтёров «Колорит» выступила автономная некоммерческая организация по сохранению и развитию национальных культур «Межнациональный ресурсный центр». Проект реализован при поддержке Министерства культуры Новосибирской области, Новосибирского областного Российско-Немецкого Дома и молодежного клуба НО РНД «JugendVitamin».

*  *  *

Отзывы спикеров и слушателей школы гидов-волонтеров «Колорит»

«Приятно осознавать, что у нас в Новосибирске идет процесс повышения качества образования в области подготовки гидов. Один из примеров – программа школы «Колорит», где мне повезло участвовать в качестве преподавателя.

Целью программы стала подготовка гидов-волонтеров, способных проводить экскурсии с национальным уклоном из числа школьников, студентов и заинтересованных новосибирцев.

Почему программа школы «Колорит» меня впечатлила:

– Уклон на этническую и национальную тематику. На мой взгляд, многонациональный состав Новосибирска, сформировавшийся исторически – это одна из главных характеристик города и отражение его уникальной специфики. У нас проживает множество разных диаспор, есть землячества, стоят прекрасные храмы, мечети, синагога и даже буддийский дацан. Распространена национальная кухня. Вместе с тем, национальный колорит не особо позиционируется как туристский и экскурсионный ресурс;

– Качественная многогранная программа. Прослушав данный курс, слушатели учатся разбираться в архитектурных стилях, применять экскурсионные методики, погружаются в историю Новосибирска, учатся работать с людьми с ОВЗ, составлять карты, и многим другим навыкам, необходимым для современного гида;

– Разнообразный формат занятий. Онлайн-лекции, аудиторные семинары, тренинги и выездные занятия на местности, благодаря которым слушатели знакомятся с уникальным наследием Новосибирска;

– Современный и практический формат итогового задания – разработка и проведение экскурсии-квеста. То есть, на выходе участники создают уникальный авторский продукт и отрабатывают навыки его проведения;

– И, конечно, замечательный преподавательский состав и слаженная организация обучения. Я надеюсь, что пилотный проект будет продолжаться, потому что такие практики образования для экскурсоводов очень нужны нашему городу!».

Старший преподаватель НГТУ
Елена Воротникова

«Я очень благодарна школе гидов «Колорит» за возможность освоить основы экскурсоводства, за знакомство с классными ребятами и крутыми спикерами. Провести экскурсию – ответственное и волнительное мероприятие, и я очень рада, что несмотря на сложности, мы сделали это! Пусть не так глобально, как хотелось, но теперь я уверенна, что нашей команде все по плечу!

«Я – экскурсовод!» – мне очень нравится эта фраза, но между этим утверждением и мною долгое время стоял страх, что не смогу, плюс нехватка времени. Но после участия в летнем фестивале городских экскурсий онлайн, появилась мечта реализоваться именно как экскурсовод. И как знак действовать знакомая сбросила мне ссылку на школу гидов-волонтеров «Колорит»!

Сколько же положительных эмоций связанно теперь с этим названием! Энергия, драйв, уважение, молодость, креатив, инициатива, милосердие, дружба, интеллект – это всё о школе.

Я очень благодарна организаторам за возможность обучения у крутых спикеров, за знакомство с командой Российско-Немецкого Дома и неравнодушными ребятами-участниками. Оказывается, моя деятельность и общественная работа во многом была волонтёрством. Теперь я знаю, что такое волонтеры культуры и с радостью ощущаю себя причастной. Здорово, что несмотря на различные препятствия, мы смогли организовать и провести наш итоговый проект – квест «В Новосибирске сошлись все дороги!», и рассказали его участникам об этнокультурном разнообразии нашего города».

Слушатель школы гидов-волонтеров «Колорит»
Лидия Королёва

«Школа гидов-волонтеров «Колорит» – это атмосфера истории города Новосибирска, интересных и добрых дел.

Когда мне предложили туда пойти, я без раздумий согласилась! Ведь у нашего города такая интересная история, но о ней знают немногие. Да и знания о деятельности волонтёров очень ценны для меня. Ведь важно понимать, как себя преподнести разным людям. И я хочу эти заниматься.

Этот шанс стать волонтёром культуры я не могла упустить. Спикеры на проекте дали очень много информации, которая очень полезна для начинающих волонтёров.

Я счастлива, что смогла поучаствовать в этом проекте. Поработать в замечательной команде людей, которые заинтересованы в этом. Хочу продолжить участвовать в деятельности школы гидов-волонтёров «Колорит»!».

Слушатель школы гидов-волонтеров «Колорит»
Анна Кашевская


Материал подготовила Сюзанна Закарян