В марте солистка фольклорного ансамбля российских немцев НО РНД «Begeisterung» Лилия Яковлевна Кулишкина отметила свой юбилей. Эта милая, невысокого роста дама выделяется своим радужным настроением и лучезарной улыбкой. Она добродушна, скромна и обладает безупречными манерами, словно выпускница института благородных девиц.

 

В детстве Лилия была самая шустрая, громкоголосая в отличие от своих братьев и сестёр. В классе была одной из самых маленьких и худеньких. «Я мальчишкам спуску не давала. Помню девчонок защищала. Я в классе была самая маленькая и бойкая», – вспоминает Лилия Яковлевна.

Учеба Лилии давалась легко и она это понимала, поэтому немного ленилась.

– Я училась неплохо. У меня была очень хорошая память. И практически уроки не учила. Учительница маме говорила на собрании, что если бы я хоть раз выучила заданное, то была бы отличницей.

Отец Лилия – Яков Готлибович Бонет. В деревне его все знали как мастера на все руки: и столяр, и плотник, и печник. Вся мебель в доме семьи была сделана его руками.

Мать Лилии – Айгене (Евгения) Мартыновна Штихлин с красивыми, длинными жгучими черными волосами. Айгене воспитывала пятерых детей. Она была домохозяйкой.

– Сначала родители жили в Казахстане. И в 1930-е гг. папу куда-то забрали. У мамы в это время с голоду умерло пять детей. Остался жив только один грудной мальчик. Когда отец вернулся мама уже не могла ходить самостоятельно. Он смастерил коляску и посадил туда маму с ребенком и повёз их до Омска.

Спустя годы, когда семья обустроилась в Омской области, в деревне Чунаевка, у Бонет родилось ещё четверо детей, в числе которых была и Лилия.

В семье Бонет соблюдались традиции религиозных праздников.

– Помню, на Троицу мы с мамой украшали дом: из старых газет вырезали красивые узорчатые шторы на окна. Мы всегда читали молитвы на немецком языке за столом и перед сном. Все эти молитвы я помню очень хорошо и даже читала в фольклорном ансамбле российских немцев НО РНД «Begeisterung».

В деревне, где жила семья Боннет, жили в основном русские.

– Мама нас воспитывала так, чтоб мы не вступали в конфликты и жили дружно. Родители между собой разговаривали на немецком языке. Но нас учили говорить на русском. Чтобы дети не дразнили нас во дворе «фашисткой», приходилось учить русский. Иногда мне папа на немецком говорил «Sprich Deutsch! Ich verstehe dich nicht». Я ему говорю коряво, а он смеется. Конечно, им хотелось, чтобы мы говорили на немецком. Чтобы хорошо говорить на немецком языке я ходила на занятия.

Лилия очень рано начала работать. В 14 лет помогала родителям: работала на свинарнике со своей старшей сестрой. В 16 лет самостоятельно поехала к директору Лузинского совхоза, что в 15 км от г. Омска просить сделать паспорт, чтобы продолжит обучение в вечерней школе в городе. Параллельно с учёбой Лилия работала в пекарне. Получив общее образование, она поступила в торговый техникум на заочное обучение по специальности товаровед и параллельно работала продавцом в промтоварном магазине. Когда заканчивала обучение, Лилия работала специалистом по качеству товара.

Лилия с детства была активной и участвовала во всех мероприятиях. В школе она ходила в драмкружок, в техникуме пела в хоре. Получив образование, она не бросила своё увлечение.

Однажды в клубе на танцах Лилия познакомилась со своим мужем Григорием.

– Я обратила внимание, что он очень хорошо танцевал. Знаю, что на службе в армии он хорошо выбивал чечётку. В клубе на танцах Гриша первый подошел ко мне и пригласил на танец. Мне очень понравилось, как он танцевал. Он меня этим поразил!

В 1961 году 23 июля у Лилии и Григория родилась дочь Ирина.

Сейчас у Лилия Яковлевны два внука: Аня, студентка 3 курса НГУ и Евгений, работает программистом в Америке. Благодаря бабушке внучка активно изучала немецкий язык и выступала на сцене вместе с ней.

– Сейчас мой внук Евгений начал составлять генеалогическое древо. Нашел книгу эмигрантов, в которой указаны фамилии моего отца и девичья мамы. Оказывается, наши предки в 1811 году эмигрировали в Бессарабию. Я помню, что мне мама как-то говорила, что они жили в Бессарабии. Внук нашёл информацию, что папина фамилия Бонет оказывается не немецкого происхождения, а мамина, Штихлин, чисто немецкая.

Лилия Яковлевна очень разносторонний человек. Она поёт в фольклорном ансамбле российских немцев НО РНД «Begeisterung». Несколько лет назад увлекалась новым для себя видом творчества – созданием монотипий.

Оксана Чуб