Моё первое знакомство с выдающимся скрипачом современности произошло в концертном зале имени А. М. Каца. Он играл «Прелюдии к ушедшему времени» Мечислава Вайнберга (1919-1996) для виолончели, переложенные для скрипки. Знакомьтесь – Гидон Маркусович Кремер. Он приехал специально в Новосибирск на V Транссибирский Арт-фестиваль.

 

 

Это человек с еврейско-немецкими корнями, его судьба была решена ещё задолго до появления на свет. Гидон Кремер – потомственный скрипач.

На концерте музыку М. Вайнберга дополняла видеоинсталляция литовского фотографа Антанаса Суткуса. Звук скрипки и черно-белые снимки словно перенесли зрителя во времена советского периода. «Это царство многослойных рассказов. Посредством скрипки я помогаю зрителям и слушателям попасть в «потерянное время»», – сказал Гидон Кремер в одном из интервью посольству Латгалии ГОРС.

«Прелюдии к ушедшему времени» – это ностальгия по былым временам. Баланс музыки и фотографий. Воспоминание, непонимание, сочувствие, раскаяние, одиночество – это ушедшее время, которое уже не вернуть…

Каково играть такую энергетически сложную и в тоже время эмоционально тяжелую композицию каждый раз? «В каждом концерте я чувствую что-то другое. Я пытаюсь быть верным тому, что написано в нотах. Хочу быть пособником автора, хочу помочь Вайнбергу зазвучать в полную силу», — делится Гидон Кремер на творческой встрече в кинотеатре «Победа». Это потрясающее исполнение 24 прелюдий без перерыва передает энергетику миниатюр Мечислава Вайнберга зрителю. Это стоит услышать хотя бы однажды.

Следующая моя встреча с потрясающим музыкантом современности произошла на просмотре кинофильма «Картинки с Востока» режиссёра Гидона Кремера и иллюстратора Сандро Канчели.

Несмотря на то, что Гидон утверждает, что он не режиссёр, однако он активно участвовал в создании фильма. Это 27-минутная лента без слов, только музыка и иллюстрации.

«Фильм не только о сегодняшней ситуации в мире. Это про многих из нас, в том числе и обо мне. Мои родители были перемещёнными лицами, и мне когда-то пришлось покинуть свою родную Латвию», – поделился Гидон Кремер на показе кинофильма.

Это история о войне и мире. Режиссёр раскрывает тему перемещенных лиц, сирийских беженцев, человеческой доброты необычно и нетривиально. Это анимационный фильм, в котором работы из гальки сирийского скульптора Низара Али Бадрачей оживают под музыку оркестра Гидона Кремера «Кремерато Балтика».

Соглашусь с размышлениями Гидона Кремера о том, что музыка оставляет свой след в истории и только лучшие образцы выживают. Это невероятно приятное знакомство с выдающимся музыкантом настоящего времени – моя путеводная звезда в мир культуры и музыки.

Оксана Чуб