19 июля в Российско-Немецком Доме открылась выставка двух новосибирских художниц – Елены Чесноковой и Светланы Бутаковой. Экспозиция называется «Все краски лета». Тематика представленных картин, выполненных в большей степени в технике акварели, это пейзажи Новосибирска и Горного Алтая. На открытии гостей встречали узнаваемые виды на полотнах, живая скрипичная музыка и вкусные угощения. Наш корреспондент пообщался с художницами, для которых выставка в подобном масштабе стала дебютом.

Светлана Бутакова получила образование по специальности архитектор, по профессии она преподаватель детского проектного творчества в НГУАДИ.

Елена Чеснокова – дизайнер, член Союза акварелистов России, много лет преподает академическую живопись. Летом организует выезд желающих обучаться художественному искусству на пленэр в Горный Алтай.

– «Все краски лета» – название выставки. Очень интересно, но почему же тогда на картинах виды осени, зимы, весны?

– Изначально была другая идея с называнием, но пришлось поменять, чтобы была общая концепция. «Краски лета» можно объяснить тем, что даже зимние картины у нас не серые, а более яркие. Тем более в Сибири всегда так не хватает лета, всегда хочется его побольше, – отвечает Светлана.

– Почему именно виды Новосибирска и Алтая?

– Я в этом городе родилась, жила, училась. В нашем городе очень много интересных мест. Лишь проходя по улице, ты замечаешь много красивых огней. У меня, как у художницы и архитектора, главная цель – запечатлеть отличительные черты города. Особенно хочется рисовать город с тех сторон, с которых на него не смотрели, – говорит Светлана.

– А я часто путешествую на Алтай. Мы ездим каждый год отдыхать. Моя самая первая крупная картина – «Просторы», к примеру, тоже с Алтая. Идешь по глухой натоптанной дорожке и слышишь приятные запахи, лошади всегда любопытные стоят. Картина была начата ближе к сентябрю, летом таких красок нет: легкая желтизна, золотистость. Трава сочнее на вид, – добавляет Елена. 

– Так много картин, представленных в акварели, почему?

– Я пишу картины при помощи разных техник, но акварель мне нравится тем, что у нее очень много возможностей. Это с одной стороны легкий материал, с другой – сложный. У акварели широкий спектр направлений, можно при помощи акварели рисовать в разных стилях и техниках: можно рисовать по мокрому, по сухому. К тому же акварель сама по себе очень быстрая, в отличие от масла. Нужна твердая рука и особое внимание к подтекам, чтобы поспеть за ней. Вот эта живость и непредсказуемость мне нравится. К акварели я пришла из-за своего образования: в архитектурном институте мы в основном работали акварелью, – отвечает Светлана.

– Какие работы самые запоминающиеся у вас?

– «Правый берег» – моя первая большая работа. Для меня это был сложный опыт, так как это большая панорама. Этот вид я выбрала, потому что когда ездила по коммунальному мосту на правый берег, именно эта панорама мне нравилась. Правый берег мне вообще в принципе роднее. При работе я получала только одно удовольствие. Картина «Утро» особенно нравится сегодняшним гостям. Каждый день я практически вижу похожий дом из своего окна. Этот пейзаж как отображение простого русского быта. О картине «Тихий вечер» говорят как о фотографии из прошлого. Получился дух пятидесятых, несмотря на одно современное здание на заднем плане. Хотя если посмотреть дату, то можно понять, что это современность. «Дом, которого нет…» располагался на улице Толстого, но сейчас там строят дома. Грубо говоря, это тоже мой вид из окна, я его запечатлела, и через два дня домик снесли. Картина «Старые деревья» запечатлевает дворы улицы Сибревкома, которые были еще во время строительства «стоквартирного дома». Меня немного будоражит, что эти деревья были тогда и есть сейчас, – рассказала Светлана.  

— Я заметил, что виды городов навивают легкую тоску, а виды деревень и природы, наоборот, воодушевляют.

– Может быть и так, потому что город имеет некую жесткость – строгие прямоугольные линии. А в деревенских видах линии уже не подчиняются строгой архитектуре. Но я лично в своих картинах не вижу какой-то сухости, серости, они все же для меня оптимистичные.

– Елена, а что вы расскажете о своих картинах?

– Вот это студенческая моя работа – «На пасеке», практически первая. Мой муж позвал меня поехать в горы отдохнуть. Я тогда впервые оказалась в горах. На следующий день после этого этюда мы выходим из палатки, а там лежит снег по щиколотку. На дворе было 4 августа, какой шок я тогда испытала, я думаю, вы можете представить. «Новосибирский Титаник» находится возле нашей ГЭС. Это место называли раньше «Титаником» из-за погруженного в воду старого корабля. Сейчас это частная территория, корабль распилили, пирс убрали. Я практически зафиксировала историю. Работа «Цветочная фантазия» была изначально наброском, который лежал в столе 17 лет. Я как-то в тоске сидела, не могла найти работу, рисовала что-то, хотела тогда изобразить что-нибудь в красках. И вот относительно недавно реализовала набросок в полноценную картину, – рассказывает Елена.

– Как я понимаю, картины – это хобби?

– Нет! В нашей крови, наверное, течет не кровь, а краска, – продолжила Елена. – Я родилась художником, без этого жить не могу. Если эту нужду не восполнять, то я теряю смысл жизни. Порой просыпаешься ночью и понимаешь, что на картине нужно кое-что исправить, и идешь при свете ламп работать.  

Александр Корепанов

Выставка «Все краски лета» будет экспонироваться в Новосибирском областном Российско-Немецком Доме до 16 августа. Вход свободный.